Лидер эстонской оппозиции, мэр Таллина и председатель крупнейшей оппозиционной Центристской партии Эстонии Эдгар Сависаар назвал крупнейшей аферой нового времени то, как правящие в стране правые политики вошли в сговор с зарубежным капиталом для передачи иностранцам и выгодной для них эксплуатации главного сектора национальной экономики и государственной безопасности - финансового, а также закабаления всех жителей республики. Об этом сегодня, 30 января, сообщает эстонское издание "Столица", приступившее к публикации выдержек из новой книги Сависаара "Правда об Эстонии". Как отмечает Сависаар, одна из ключевых фигур данной схемы - известный эстонский политик, отстаивающий "патриотические" идеи, недавний председатель союза правых партий "Отечество - Рес Публика" (IRL), нынешний министр обороны Эстонии Март Лаар. "Его роль в схеме столь велика, что не будет преувеличением назвать его "Шведским Лааром", - говорит Сависаар.

Всё началось, пишет Сависаар, с желания работающих в Эстонии зарубежных банков, крупнейший из которых на здешнем рынке, несомненно, шведский Swedbank, контролировать кредитных клиентов региона, стремившегося стать полноправным членом еврозоны. "Ясно было, что выиграет тот, кто заполучит больше всего пожизненных кредитных рабов", подчеркивает лидер эстонской оппозиции.

Для того, чтобы не вкладывать слишком много и не допустить, чтобы прибыль утекала в карманы других банков, Swedbank был нужен ангел-хранитель и сторонник, который дал бы гарантию, что в Эстонии не будут неожиданно приняты законы, защищающие заёмщиков, и политика не станет более человечной. Выходом для шведских банкиров стало избрание именно Марта Лаара членом совета Swedbank 25 апреля 2006 года. "Понятно, что банк он привлекал не знанием банковского дела. Банк хотел заиметь политическую "лапу", которая смогла бы дать гарантии и вымостить дорогу для спокойного дальнейшего обращения эстонского народа в долговое рабство", уверен Сависаар. Приход Лаара в совет Swedbank пришёлся на время, когда эстонский кредитный рынок входил в критическую фазу раздутия. В период с 2001 по 2005 год общая сумма кредитов возросла с 2,6 миллиардов евро до 8 миллиардов. Избранный гарантом и опорой Лаар, видимо, был настроен оптимистично и осмелился пообещать банкам беспрепятственную дальнейшую деятельность. Так, в 2008 году в результате смелого поведения банков общий объём выданных в Эстонии кредитов вплотную приблизился уже к 17 миллиардам евро. Кредитный пузырь в результате этого лопнул, рынок недвижимости обвалился, и экономика оказалась в глубоком спаде, однако, как и следовало ожидать, правительство не предприняло ничего против экономического грабежа со стороны банков. Неприкосновенность была обеспечена - и это сработало, говорится в новой книге лидера эстонской оппозиции.

Вероятно, Лаар, подчеркивает Сависаар, чувствовал себя уверенно в силу исторического опыта. Ведь именно Лаар сумел в своё время уничтожить сельское хозяйство Эстонии. "Что ещё мог иметь в виду рекомендовавший Лаара в совет банка председатель рекомендательного комитета Swedbank шведский бизнесмен Аллан Карлссон, нахваливая особый деловой опыт Лаара в условиях прибалтийских стран?" - Задает вопрос Сависаар, напоминая, что роль серого кардинала и сходство модели поведения с прежней деятельностью проявляется у Марта Лаара и в темах налоговой политики: правая ориентация эстонской налоговой политики, проводимой Лааром, позволяет банкам легко выводить прибыль из страны, не платя при этом налогов в Эстонии. Иными словами, Лаар помог банкам не только собрать деньги, но и вывести их без налогов из страны, убежден эстонский оппозиционер.

Сависаар продолжает: Банки как учреждения, разбирающиеся в экономике, понимали, что стоящая на глиняных ногах конкурентоспособность Эстонии, на самом деле, предполагает девальвацию национальной валюты, и боялись этого. Поэтому быстрый переход на евро был тоже тем, в чём ожидалась помощь Лаара. Для банков и Лаара нет ничего страшного в том, что евро принесло рост цен, массу глобальных экономических рисков и обязанность оплачивать расточительную жизнь Южной Европы. У банков одной заботой меньше, а пожизненными кредитными рабами стало управлять легче.

Как подытоживает свои рассуждения лидер эстонской оппозиции, все это было сделано Лааром за годовой оклад члена совета Swedbank в 325 000 шведских крон, то есть, по тогдашнему курсу, 546 000 эстонских крон. В месяц это даёт прибавку к зарплате в 45 500 крон, то есть, 2 900 евро. "Однако сумма, полученная за продажу всего среднего класса Эстонии, превращение его в класс пожизненных банковских должников, всё же постыдно мала", - иронизирует Сависаар.

Лаар неохотно говорит о своей деятельности в Swedbank, отмечает Сависаар, Мало того, он старается вымарать из истории факт своего членства в совете Например, о месте в совете Swedbank ни словом не упомянуто ни в CV Лаара на сайте министерства обороны Эстонии, ни в материале, рассказывающем о многолетнем председателе союза правых партий "Отечество - Рес Публика" (IRL), ни на сайте IRL.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, эстонские бизнесмены ранее неоднократно обвиняли шведский капитал в намеренных действиях по отнятию предприятий республики в свою пользу. По мнению эстонского журналиста Андреса Райда, шведские банкиры воспользовались затруднением эстонской экономики, занявшись перераспределением собственности внутри некогда успешных эстонских предприятий. Предлагая испытывающим нехватку ликвидности предприятиям свою помощь, Swedbank и связанные с ним кредитные учреждения фактически забирают руководство предприятиями под свой контроль и становятся их владельцами, указывает Райд. Летом 2010 года было объявлено о принудительном банкротстве одного из крупнейших национальных предприятий Прибалтики по изготовлению пластиковых окон Glaskek, задолжавшего шведским финансовым учреждениям. В декабре 2010 года было объявлено банкротом крупнейшее текстильное предприятие Эстонии Krenholm. Накануне банкротства владеющий предприятием шведский инвестиционный фонд Boras Wafveri вывел крупные активы недвижимости из собственности предприятия.

В феврале 2011 года крупнейшая в странах Прибалтики компания по обработке металла OU Levadia Metall подала иск о банкротстве. Владелец OU Levadia Metall Виктор Левада прямо обвинил шведский банк SEB в том, что тот "намерен забрать себе бизнес". Левада утверждал, что скандинавские компании-кредиторы своими действиями поставили предприятие в безвыходное положение: кредиты нужно было платить, а получение новых было заблокировано. Левада выразил сожаление, что в год своего 20-летия крупнейшее и современное предприятие Прибалтики по металлообработке прекратило свое существование.

Лишь после публикации в эстонских СМИ информации о предстоящем переносе в Швецию дата-центра по обслуживанию клиентов Эстонии, Латвии и Литвы крупнейшего в Прибалтике шведского Swedbank министерство внутренних дел Эстонии узнало в 2011 году о предстоящем серьезном изменении в регулировании финансовых потоков на территории государства.

Своим указом от 12 января 2011 года президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес наградил руководителя шведского финансового концерна Swedbank Михаэля Вольфа одной из высших наград страны орденом "Крест Марьямаа" третьего класса с формулировкой "в знак признания позитивного влияния Swedbank на Эстонию".