Белоруссия не готова присоединиться к Европейскому пространству высшего образования - к такому выводу пришла рабочая группа Болонского процесса по итогам заседания 18-19 января в Копенгагене.

В сообщении министерства науки, инноваций и высшего образования Дании отмечается, что в оценке заявки от Белоруссии принимали участие все 47 стран-участниц Болонского соглашения. В заключении рабочей группы Болонского процесса говорится, что Белоруссия в настоящее время не соблюдает принципы и ценности организации - в первую очередь речь идет об отсутствующих в должной степени академических свободах, институциональной автономии и самоуправлении в системе высшего образования.

По мнению министра науки, инноваций и высшего образования Дании Мортена Остергаарда, который возглавляет рабочую группу, Белоруссии необходимо провести реформы. Он также отметил: "Мы надеемся, что Европейское пространство высшего образования в один прекрасный день сможет приветствовать Белоруссию в качестве члена, когда будут осуществлены необходимые реформы в целях выполнения критериев присоединения к Европейскому пространству высшего образования и обеспечения прав студентов".

Член общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев заявил, что решение Болонской группы не окончательное и носит рекомендательный характер. По его мнению, окончательное решение будет принято европейскими министрами образования 26-27 апреля в Бухаресте.

Общественный Болонский комитет разработал дорожную карту для Белоруссии по вхождению в Болонский процесс, сообщил Дунаев. По его информации, на первом этапе Белоруссии необходимо будет прекратить отчисления из вузов и применение иных форм наказания к студентам, преподавателям и другим сотрудникам вузов за участие в политических акциях или общественных организациях.

По мнению профессора, выборность ректоров и их подотчетности академическому сообществу также является важной составляющей движения к Болонскому процессу. По мнению белорусского ученого, студенческое самоуправление должно быть избавлено от политического контроля созданного в поддержку Александра Лукашенко "Белорусского республиканского союза молодежи" (БРСМ) и "идеологической вертикали" власти.

Второй этап вступления в Болонский процесс предполагает законодательное преобразование системы образования на европейскую архитектуру высшего образования и закрепление реальной автономии вузов и гарантий академических свобод для персонала и студентов. Третий этап преобразования предполагает реформирование системы академических степеней и квалификаций, а также системы контроля качества, отметил Дунаев.

Как сообщало ИА REGNUM, 13 января заявил ректор белорусского Республиканского института высшей школы (РИВШ), доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук заявил о том, что Белоруссия успешно движется в фарватере "Болонского процесса". "Мы полностью выполнили формальные условия Болонского процесса, предъявляемые для страны-кандидата на вступление", - констатировал Демчук. По его словам, представленные выводы альтернативного отчета по "Болонскому процессу", представленные белорусским "общественным Болонским комитетом", противоречат мнению экспертов европейского Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA). Ректор РИВШ напомнил о том, что министерством образования Белоруссии сформирована "национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования", которая позитивно оценила движение республики на пути "Болонского процесса". Он также отметил, что в настоящее время ни в одной стране не внедрены все принципы "Болонского процесса", есть различные оценки его влияния на национальные системы образования.

Напомним, в июле 2011 года Минэкономики Белоруссии проинформировало о том, что республика присоединится к Болонской декларации до конца 2012 года.