Развернувшийся в Армении в последнее время политический дискурс относительно перехода республики на стопроцентную пропорциональную систему и фетиширование этого вопроса носит явно искусственный характер.

Очевидно, что сами инициаторы этого дискурса отлично осознают всю второстепенность этого вопроса и его неактуальность в процессе решения накопившихся в стране политических проблем. Прислушавшись к пламенным речам приверженцев стопроцентной пропорциональной системы парламентских выборов, можно придти к ложному заключению о том, что все проблемы в Армении исходят именно от этих "несчастных" мажоритариев (41 депутатский мандат). Если, к примеру, допустить, что страна в действительности перешла на стопроцентную пропорциональную систему парламентских выборов, то что это исправит - исчезнет коррупция в органах власти, в парламент войдут исключительно корифеи законотворчества и политологической мысли, законы будут более демократичными и, самое главное, работающими?

Аргументы, явно не выдерживают критики. В конце концов, кто сказал, что с переходом республики на стопроцентную пропорциональную систему выборов по партийным спискам в парламент не войдут те же малограмотные предприниматели или в целом все те, кто стремился баллотироваться по мажоритарной системе? Кто возьмется утверждать, что в этом случае все сорок один мандат достанутся именно оппозиционным силам, а не партийному списку той же Республиканской партии, просто РПА, скажем, эти голоса "возьмет" не по мажоритарной системе, а по пропорциональной, какая, по большому счету разница?

Не выдерживает критики и главный аргумент "пропорционалистов" о том, что в случае отказа республики от мажоритарной системы выборов, шансы их фальсификации снизятся до минимума. В конце концов, кто запретит фальсификаторам фальсифицировать выборы в пользу партийных списков? Кроме того, приверженцы пропорциональной системы выборов отлично осознают, что им никак не провести соответствующий законопроект в парламенте, поскольку Республиканская партия и партия "Оринац еркир" просто провалят его, да и чисто во временном аспекте данный документ никак не удастся имплементировать в жизнь до парламентских выборов.

Словом, вся фальшивость актуализации этого вопроса налицо. Другое дело, что этот вопрос был искусственно поднят некоторыми политическими силами, как объединяющий фактор в целях консолидации всего политического поля против Республиканской партии. И этот политтехнологический ход неплохо сработал, долгое время на политической арене Армении не высвечивался такой вопрос, который смог бы так плотно консолидировать настолько разношерстные по идеологической и политической направленности силы.

Де-факто, сегодня сложилась такая ситуация, что по одну сторону баррикад оказались Республиканская партия со своим сателлитом - партией "Оринац еркир", по другую - все остальные политические силы, причем вне зависимости от занимаемой ими в отношении властной оси позиции. Возможно, что сотрудничая вокруг этой идеи, некоторые политические силы накануне выборов сольются в политические альянсы, контуры некоторых из них уже даже высвечиваются. Например, не исключен альянс партии "Наследие" со "Свободными демократами". Но если даже вокруг этой идеи не будут созданы предвыборные блоки, сотрудничество в этом вопросе перерастет в консолидацию усилий различных политических сил против избирательных фальсификаций, против применения во время выборов административных ресурсов, чем грешит правящая в Армении партия.

Сможет ли Республиканская партия противостоять такому натиску, вот на сегодняшний день самый актуальный в политической повестке республики вопрос, способный изменить сложившуюся в стране за последние десятилетия конфигурацию.

Рафаэл Варданян