Объявление эмбарго на импорт иранской нефти в ЕС со стороны Брюсселя и вероятные военные действия против Ирана для приостановления его ядерной программы, погрузят мир в глубокий политический и экономический кризис. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Ереване 21 января заявил иранист Мгер Багдасарян.

Как считает Багдасарян, в случае объявления эмбарго на экспорт иранской нефти, по оценкам самих иранских властей и экспертов, Тегеран может продержаться еще семь лет: "А сможет ли столько же спокойно существовать ЕС без экспортируемой из Ирана нефти, с учетом надвигающегося долгового кризиса в еврозоне?".

Отметим, что Иран является вторым среди стран ОПЕК по объемам экспорта нефти и третьим в мире. 70% государственных доходов Ирана приходиться на экспорт энергоресурсов, из которых около 30% экспортируется в страны Евросоюза. Согласно заявлениям европейских политиков, ЕС может объявить эмбарго на иранскую нефть уже в июле 2012 года.

На его взгляд, ресурс решения иранской проблемы посредством переговоров не исчерпан, поэтому политические круги Запада еще делают упор на мирное разрешение проблемы, несмотря на то, что Израиль - сторонник силового метода. В этой связи эксперт напомнил, что реальным поводом войны с Ираном может стать то обстоятельство, если ИРИ решит закрыть Ормузский пролив, откуда осуществляется порядка 40% экспорта нефти по морю. "Это очень нежелательный сценарий для всех, так как локальные воздушные удары по Ирану могут быстро влиться в большую региональную войну, которая погрузит мир в длительный процесс политических и экономических пертурбаций", - размышляет иранист.

Иранская кампания и нефтяной рынок

При объявлении эмбарго в отношении Ирана цены на нефть вырастут на порядка 30-40% и из нынешних $110 достигнут до $140-$145. В случае же войны цена на нефть резко подскочит и может достичь до $200 за баррель. Об этом заявил участвующий в пресс-конференции армянский экономист Карлен Хачатрян. Объявление эмбарго на иранскую нефть, как он считает, может очень негативно повлиять также на Евросоюз, поскольку при наличии серьезных долговых проблем, ЕС должен будет еще и заниматься диверсификацией маршрутов транспортировки нефти.

"Для этого ЕС имеет время до конца июня текущего года, так как, согласно сообщениям, уже в июле Брюссель может применить новые экономические санкции в отношении ИРИ, - сказал эксперт. - Иран тоже может найти новые рынки сбыта нефти в Азиатско-тихоокеанском регионе, особенно исходя из того, что Япония, Китай и Южная Корея официально объявили, что не отказываются от иранской нефти".

Тем не менее, как считает эксперт, эмбарго, несмотря на усилия ИРИ найти новые рынки, приведет к существенному росту цен на нефть, так как сейчас невозможно найти такой емкий рынок, который мог бы вместить образовавшийся из-за экономических санкций весь избыток иранской нефти. Как ему кажется, поначалу от эмбарго получат выгоду другие страны-экспортеры нефти, однако это будет кратковременным эффектом, так как вскоре многие страны столкнутся с инфляционными проблемами. "После обострения инфляционных проблем, многие страны могут массово перейти на использование альтернативных методов получения энергии, что может стать стимулом резкого спада цен на нефть до $70", - прогнозирует Карлен Хачатрян.

Иранский кризис и ситуация в Армении

Объявление эмбарго на иранскую нефть никак не скажется на экспорт газа из Ирана в Армению, считает иранист Мгер Багдасарян. По его словам, вопрос экспорта газа в Армению регулируется Ереваном, Тегераном, а Москва и Запад здесь не причем. Отметим, что по данным министерства нефти Ирана, объем ежегодной транспортировки иранского газа в Армению составляет около 2,4 млн. кубометров. Согласно договору, Армения импортирует природный газ из Ирана и взамен экспортирует в Иран 3 кВт/ч электричества в обмен на 1 м³ газа.

В случае же применения эмбарго в отношении Ирана, как считает Карлен Хачатрян, может актуализироваться вопрос строительства в Армении нефтеперерабатывающего завода, так как это дополнительная возможность для ИРИ по привлечению новых финансовых ресурсов.

Напомним, что строительство нефтеперерабатывающего завода в Армении была одной из программ президента Армении Сержа Саргсяна, однако уже несколько лет подвижек в этом вопросе не наблюдается.