После новогодних каникул вновь закипели страсти вокруг проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища. Очередной сюрприз преподнесли нижегородские власти: обещанные общественные приемные, где должна обсуждаться Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта, в области так и не открылись. Впрочем, одна приемная все же действует - на территории, подконтрольной заказчикам проекта. То есть формально слушания проводятся. По факту же налицо чистая профанация, поскольку аргументов в пользу реализации проекта нижегородцы не услышат и свои возражения и коррективы не внесут.

Впрочем, ни аргументы в пользу, ни возражения секретом не являются. Заказчики уверяют, что подъем плотины на пять метров (с отметки 63 м до отметки 68 м) позволит, во-первых, увеличить мощность Чебоксарской ГЭС почти вдвое - с 800 мегаватт до 1400. Для энергодефицитного Поволжья это серьезная прибавка. Во-вторых, обмелевшая река станет судоходной. В-третьих, будет решен целый ряд важнейших экологических проблем. Ну и, конечно, заказчики напоминают, что изначально проект Чебоксарской ГЭС предполагал плотину высотой в 68 м, но она не была достроена в 80-е годы по понятным финансовым причинам. В результате мощности ГЭС сегодня используются лишь на 57%.

Противники проекта на разные лады исполняют один спич: "Утопнем". Оппонентов они не слышат, и слушать, похоже, не собираются. Но тем самым они не ОВОС игнорируют, а саботируют распоряжения президента и премьер-министра о доработке проекта достройки Чебоксарского гидроузла.

Во всей этой эпопее более всего интересна природа смелости нижегородских чиновников. Ладно зеленые, им по штату положено противостоять всякому строительству. Дай им волю, они позакрывают и все действующие предприятия. Но вот ведь какая загадка: громче всех о недопустимости подъема плотины кричал в конце прошлого года не кто иной как губернатор Валерий Шанцев. Представить себе Валерия Павлиновича позеленевшим фантазии не хватает. Кроме того, Шанцев, в отличие от своего эмоционального старшего товарища и учителя Юрия Лужкова, никогда не пойдет против Кремля. Он знает свое место, ценит его и помнит, что место это он получил из рук Путина.

Тогда, в декабре, аналитики сделали из внешне нелогичной активности губернатора вполне очевидный вывод: на носу парламентские выборы, и хитромудрый Шанцев отгрызает у оппозиции часть протестного электората. Но вот выборы состоялись, а нижегородские чиновники не успокоились. Более того, с каждым днем их атаки на высоту "68" усиливаются. И здесь нет противоречия. Очень похоже, что Валерий Павлинович решает еще одну задачу, гораздо более интересную, чем борьба за голоса избирателей.

Шанцев - рациональный хозяйственник. Он прекрасно понимает, что подъем Чебоксарского водохранилища будет решаться не нижегородскими зелеными, поскольку в реализации проекта в той или иной степени заинтересованы около половины регионов России. Точку будет ставить федеральное правительство, а значит, шансы отметки "68" высоки. На этот случай у губернатора остается одна возможность: продать свое согласие как можно дороже.

Немного истории. Анекдотической, хотя и абсолютно реальной. В начале 90-х годов, в самый разгул демократии все московские газеты писали о решении Краснопресненского райсовета о признании воздушного пространства над территорией Красной Пресни собственностью района. К сожалению, у этого замечательного решения не было механизма реализации. Пролетает, к примеру, над Пресней какой-нибудь китайгородский стрекозел. Как с него взять пошлину, если у тебя нет ни истребителей-перехватчиков, ни даже, стыдно сказать, зенитно-ракетных комплексов! Поэтому инициатива краснопресненских депутатов не получила распространения.

По несколько иному пути решил пойти Валерий Павлинович. Он решил продать 5 метров воздушного пространства над Волгой за 500 млрд рублей. Аккурат выходит по миллиарду за сантиметр.

По расчетам заказчиков проекта, подъем водохранилища обойдется в 47,5 млрд рублей, а с учетом строительства нового моста через Волгу в Нижнем - в 71,2 млрд. Шанцев с такой суммой категорически не согласен и настаивает на полутриллионе. Столько средств, по его скромным прикидкам, нужно, чтобы защитить губернию от подтопления.

Во второй половине января слушания по оценке воздействия на окружающую среду вступили во вторую стадию: в течение двух месяцев будет обсуждаться обоснование инвестиций ОВОС. Торги предстоят жаркие. В том, конечно, случае, если оппоненты захотят друг друга слушать.

Константин Дмитриев