Новый посол Литвы в России Ренатас Норкус сегодня, 17 января, в интервью BNS дал свою оценку российско-литовским отношениям.

При развитии отношений с Россией для Литвы было было бы неразумно смотреть только в прошлое, говорит новый посол Литвы в Российской Федерации Ренатас Норкус (Renatas Norkus).

В интервью BNS дипломат подчеркнул, что Литве необходимо запастись терпением для того, чтобы достичь согласия по историческим вопросам.

Норкус также сказал, что у Литвы вызывает обеспокоенность наращивание вооружений Россией на западном направлении, и призвал Москву не нагнетать в двусторонней повестке дня вопрос о проводимой Литвой энергетической реформе, против которой выступает "Газпром".

- Как бы вы охарактеризовали сегодня литовско-российские отношения в политической, экономической и культурной областях?

- Мы строим свои отношения с Россией на договоре 1991 года об основах межгосударственных отношений. Мы действительно заинтересованы в поддержании и развитии конструктивных, принципиальных и взаимовыгодных связей, которые основывались бы на взаимопомощи и исторической правде. Важно добиваться конкретных результатов сотрудничества, которые были бы взаимовыгодными для Литвы и России, жителей Литвы и России.

Разнообразие и содержание литовско-российских отношений слишком широки, чтобы их можно было охарактеризовать в ответе на ваш вопрос каким-нибудь одним эпитетом. Я бы сказал, что состояние отношений носит комплексный характер. Связей и направлений сотрудничества бесконечно много.

Нужно признать - у нас разные точки зрения на исторические процессы прошлого, однако, наверное, было бы неразумно смотреть только назад. Россия - наш сосед, поэтому нам следует поддерживать добрые, соседские отношения. Без сомнения, Россия является одним из важнейших наших экономических партнеров. У нас общая граница, существуют широкие человеческие связи, мы гордимся и деятельностью диаспор в обеих странах и их способностью интегрироваться в повседневную жизнь страны как в Литве, так и в России. Я бы также отметил и кипящую в повседневной жизни интенсивную культурную деятельность.

Все это, наверное, и составляет комплексный характер наших отношений. Фундаментальный интерес обоих наших народов - найти способ мирного сосуществования, прагматичного и взаимовыгодного сотрудничества.

- Вы уже упомянули, что существует разный подход к истории. Несмотря на то, что историками ведется совместная работа, недавно снова появилось оскорбительное для Литвы заявление российских дипломатов об оккупации в годы Второй мировой войны. Каковы все же перспективы придти к согласию и по наиболее острым историческим вопросам?

- Это важный аспект сотрудничества. Как вы уже упоминали, действует комиссия историков двух стран, которая рассматривает эти исторические вопросы. На мой взгляд, это правильное место для открытых дискуссий по историческим, в том числе - сложным и острым вопросам.

К сожалению, приходится признать, в последнее время имело место несколько текстов об истории Советского Союза, в которых содержится неправда о соседних странах - не только о Литве, но в том числе и о Литве. Содержание этих текстов особенно не удивляет - ведь в России, как и в других странах, существуют различные радикальные движения, различные мнения. Однако вызывает обеспокоенность происхождение таких текстов, которое ведет в официальные институты.

Без сомнения, все наши страны в Восточной Европе, в том числе и Литве, восстановив независимость, пытаются ответить на все исторические вопросы. Естественно, что эти ответы не могут совпадать с той псевдоисторией, которая время от времени появляется в оценках нашего соседа.

И тем не менее я убежден, что мы должны проявлять терпение, понимать, что в самой России происходят сложные процессы изменений исторического сознания и идентичности. И я верю, что придет то время, когда в России историей больше не будет считаться пропаганда, написанная советскими идеологами, и верю, что многие россияне уже сегодня знают правду. И наша общая задача, в том числе и посольства, дипломатической службы, заключается в том, чтобы таких людей становилось больше.

Мы готовы активно способствовать своей деятельностью формированию общей политики Евросоюза и НАТО в отношении России, представляя, разумеется, свои национальные интересы и оказывая влияние на процессы в России, которые вели бы к оценке правде и справедливости, а также к просвещению демократически мыслящего общества. Эта деятельность, терпеливая деятельность, систематическая работа, на мой взгляд, создадут более благоприятные условия для того, чтобы можно было добиваться исторической справедливости и вести переговоры о возмещении ущерба от оккупации.

- Литва недавно отмечала годовщину агрессии 13 января. Какова может быть роль дипломатов в стремлении к исторической справедливости в этом случае?

- Дело 13 января всегда остается на двусторонней повестке дня. Для прогресса в деле, на мой взгляд, необходим диалог обеих стран, который возможен только при наличии политической воли и доброжелательного отношения. Мы надеемся, что такая политическая воля в России появится.

Трагическое дело, блок горьких, острых вопросов, и опять-таки нам следует терпеливо обсуждать, дискутировать, искать решения, не опуская рук, предпринимая различные культурно-просветительские проекты в России, чтобы изменить отношение всего общества. Однако я бы еще добавил - перегибать палку в этом вопросе не следует.

Параллельно следует осуществлять активные правовые действия, предусмотренные в двусторонних, международных договорах. В этом плане роль дипломатов, возможно, и не самая яркая и не самая главная, однако все предусмотренные в международном праве возможности должны быть использованы. Дипломатическая служба - один из инструментов.

- Руководители Литвы предупреждают о наращивании Россией вооружений в западной части, вблизи литовской границы. Что будет делаться с целью постараться убедить Россию отказаться от таких планов, особенно относительно милитаризации Калининградской области.

- Я убежден, что безопасность России наилучшим образом обеспечат открытость, сотрудничество, проведение в жизнь мер по достижению прозрачности и доверия со всеми соседями, и в этом контексте с организацией НАТО, а не наращивание вооружений. Для создания этого взаимного доверия в евроатлантическом пространстве были созданы международные организации, одна из них - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также совет НАТО - Россия, где могут обсуждаться и обсуждаются меры по достижению доверия, а также проводятся в жизнь на равноправной основе. В рамках этих форумов Литва как прямой участник и стремится обсудить все вопросы по повышению безопасности, включая вопросы контроля над обычными вооружениями, сокращения тактических ядерных вооружений в Европе.

Здесь я бы напомнил о стратегической концепции НАТО, которая недвусмысленно указала, что НАТО не представляет угрозы для России. НАТО представило России конструктивные предложения по сотрудничеству, включая и сотрудничество в вопросах противоракетной обороны. К сожалению, приходится признать, что позиции России и Запада в этом вопросе различны.

Да, у нас вызывает беспокойство наращивание вооружений Россией на западном направлении, увеличение военных расходов, масштабные военные учения, размещение новых вооружений в Калининградской области. Однако следует повторить - мы твердо убеждены, что угроз, для отражения которых эти средства понадобились бы, не существует. Нужен диалог, нужно искать общий язык.

Однако в двустороннем контексте, по всей видимости, рассматривать и решать этот вопрос будет сложно. Для того и существуют те форумы, о которых я говорил и в которых Литва проявляет активность. Думаю, что будущее покажет и что будет найден рациональный механизм сотрудничества, который, возможно, немного собьет возобладавшую сейчас риторику.

- Российский премьер Владимир Путин назвал шаги в газовом секторе "бандитизмом". Как сказываются на двусторонних отношениях проводимые Литвой энергетические реформы, против которых возражают российские власти, отстаивающие интересы "Газпрома"?

- Литва проводит реформы в энергетическом секторе, которые не просто вырваны из контекста, а последовательно проводятся в жизнь с целью реализации принятых Евросоюзом правовых актов, называемых Третьим энергетическим пакетом. Литва выбрала тот вариант его реализации, который в наибольшей степени отвечает ее экономическим интересам. Так что наш конкретный, четкий, прагматичный подход, в нашем понимании, и обеспечивает наиболее эффективный способ сделать энергетической рынок открытым и диверсифицировать энергоисточники, в результате чего энергоресурсы должны дешеветь.

Сейчас Литва, в условиях отсутствия развитых альтернатив, вынуждена платить за газ намного дороже, чем те государства Евросоюза, у которых такие альтернативы есть, поэтому, я думаю, стремление Литвы как можно скорее такие альтернативы создать и диверсифицировать как сами энергетические продукты, так и географию их импорта, вполне понятно.

Мы не раз говорили, что реформы не направлены против "Газпрома", если Россия и руководство "Газпрома" хотят конструктивно решать вопросы сотрудничества, возникающие в ходе реформы, то наилучшим образом они решаются комплексно, в ходе консультаций с Еврокомиссией.

В долгосрочной перспективе реформы, наверное, будут выгодны всем сторонам. Мы не считаем, что такие вопросы можно действенно решать путем их нагнетания в двусторонних отношениях. Напротив, для этого есть форумы, есть Евросоюз, Еврокомиссия, и, я считаю, что наша позиция и в дальнейшем будет оставаться вполне ясной. Мы будем надеяться, что совместными усилиями нам удастся найти точки соприкосновения, которые приведут к нахождению общего языка и в двустороннем сотрудничестве, к улучшению атмосферы.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве судят председателя Социалистического народного Фронта, который доказывает, что погибшие 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашне, возможно, жертвы самих же литовцев. За это против него возбуждено уголовное дело по статье за "отрицание советской агрессии".