Белоруссия успешно движется в фарватере "Болонского процесса".Об этом 13 января заявил ректор белорусского Республиканского института высшей школы (РИВШ), доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук.

"Болонский процесс - это так называемое добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание Европейского пространства высшего образования. Когда-то давно предпосылкой для начала Болонского процесса стала Сорбонская декларация "О гармонизации европейской архитектуры высшего образования", подписанная министрами образования Франции, Германии, Великобритании и Италии в 1998 году. В заявлении, принятом ими, прозвучала мысль о необходимости создания "Европы знаний" в дополнение к "Европе экономики и евро". В документе основной упор делался на несколько основных моментов, в том числе: улучшение международной прозрачности учебных программ, признание квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки, содействие мобильности студентов, преподавателей и научных работников, разработка общей системы степеней высшего образования, - напомнил Демчук. Он также напомнил о том, что 19 июня 1999 года участники "Болонского процесса" подписали Болонскую декларацию. Министры образования и просвещения из 29 стран подписали документ юридически не обязывающий документ под названием "Зона европейского высшего образования".

В настоящее время "Болонский процесс" объединяет 47 стран, Россия присоединилась к данному процессу в 2003 году, ближайшие соседи и партнеры Белоруссии по СНГ, ЕврАзЭС и Союзному государству являются участниками Болонского процесса, отметил Демчук. С 2002 года Белоруссия внедряет принципы Болонской декларации в национальной системе высшего образования, в 2010 году Александр Лукашенко принял решение начать процедуру присоединения Белоруссии к Европейскому пространству высшего образования. Как ожидается, на очередной конференции министров образования государств - участников "Болонского процесса" 26-27 апреля 2012 года будет рассмотрен вопрос о включении Белоруссии в число государств - участников данного процесса.

"Мы полностью выполнили формальные условия Болонского процесса, предъявляемые для страны-кандидата на вступление", - констатировал Демчук. По его словам, представленные выводы альтернативного отчета по "Болонскому процессу", представленные белорусским "общественным Болонским комитетом", противоречат мнению экспертов европейского Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA). Ректор РИВШ напомнил о том, что министерством образования Белоруссии сформирована "национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования", которая позитивно оценила движение республики на пути "Болонского процесса". Он также отметил, что в настоящее время ни в одной стране не внедрены все принципы "Болонского процесса", есть различные оценки его влияния на национальные системы образования.

Ректор РИВШ уклонился от ответа на вопрос о нострификации (признании) дипломов кандидатов и докторов наук, полученных в России и Казахстане. Демчук подтвердил разработку Белоруссией собственной системы рейтингов вузов, отметив, что в мировой системе рейтингов "все прописано и можно найти любой вуз" и сообщил: "Из отечественных вузов в третьей сотне находится только БГУ, во второй сотне, по-моему, - МГУ, ну а первая сотня рейтинга состоит из вузов Америки, Англии, Германии и так далее".

Как сообщало ИА REGNUM, в июле 2011 года Минэкономики Белоруссии проинформировало о том, что республика присоединится к Болонской декларации до конца 2012 года. Ранее, 11 апреля 2011 года указом президента Белоруссии №136 утверждена Программа социально-экономического развития республики на 2011-2015 годы, среди приоритетов которой - развитие человеческого потенциала, повышение качества образования, радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.

Напомним, 16 декабря Лукашенко, выступая на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников госорганов на тему импортозамещения, заявил, что важнейшей задачей является "вовлечь Академию наук в программу импортозамещения". Он подверг резкой критике состояние дел в белорусской науке и подчеркнул: от помощи государству со стороны белорусских ученых в решении экономических проблем будет зависеть финансирование научных учреждений и данный подход вполне сочетается с теми тезисами, которые озвучивает белорусская интеллигенция. "Будете это делать - мы вас будем поддерживать, не будете делать - не надейтесь на помощь государства. Это первое. Второе: вот депутаты здесь присутствуют - они будут в ближайшее время утверждать бюджет. Бюджет Академии наук на будущий год должен быть урезан - отследите это", - заявил Лукашенко.

После декабрьского семинара руководство Академии наук проинформировало о планах сокращения управленческого аппарата и оптимизации финансирования направлений научных исследований. Сотрудники академических институтов обсуждали грядущие кадровые перестановки на уровне руководства, а также сокращения на уровне коллективов. Спецификой Белоруссии является назначение президентом руководства Академии наук, Высшей аттестационной комиссии (ВАК), государственных вузов и иных структур - в большинстве стран мира научные сообщества пользуются правами широкого самоуправления.24 ноября Лукашенко заявил, что белорусские ученые не оправдывают надежд государства на помощь в сложной экономической ситуации, хотя государство не прочь повысить их статус. Лукашенко призвал ужесточить контроль над присуждением ученых степеней и званий, повысить ответственность ученых советов, покончить с "групповщиной" и "клановостью" в науке. Он также призвал ученых до конца года разработать реформу белорусской науки и готовиться к пересмотру госфинансирования научных коллективов. Президент призвал к коммерциализации белорусской науки и экономии выделяемых на нее средств, поручил изучить использование бюджетных расходов на науку.

Также напомним, 21 апреля Александр Лукашенко, выступая с обращением к народу и Национальному собранию Белоруссии, подверг резкой критике состояние белорусской науки. "Ну зачем нам такие ученые?", - заявил Лукашенко, раскритиковав псевдоученых, не приносящих пользу обществу и государству. - "Содержать эту армию, которая ним ничего не дает... Как же мы будем инновациями заниматься, как будем модернизировать экономику?". Лукашенко пообещал провести ревизию академической и вузовской науки, отметив: "Никто не может рассчитывать на бездумно полученные деньги".