Теоретически Конституционный суд (КС) Латвии может приостановить намеченный на 18 февраля референдум по инициированным обществом "Родной язык" и поддержанным 187 тысячами граждан Латвии поправкам к Конституции, предоставляющим русскому языку статус государственного, считает юрист, консультант фракции Европарламента Зеленые/Свободный Европейский альянс Алексей Димитров. Все зависит от аргументации, к которой прибегнет в иске "национальное объединение" "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ, сказал Димитров корреспонденту ИА REGNUM.

"Если заявитель будет ходатайствовать о приостановке референдума, то КС может пойти ему навстречу с учетом того, что после того, как референдум состоялся, иск об его отмене потеряет всякий смысл. Но пока неизвестно, что будет обжаловать национальное объединение. Может быть обжаловано решение президента передать поддержанные 187 тысячами граждан Латвии поправки к Конституции на рассмотрение Сейма. Я согласен с заключением Канцелярии президента, которая, ссылаясь на разъяснения авторитетного знатока конституционного права Дишлерса, заявила, что у президента не было никакой иной возможности, кроме как передать поправки на рассмотрение парламента. Но норму об изменении ключевых статей Конституции можно интерпретировать и иначе, если исходить из того, что в Конституции есть статьи разной - высшей и низшей - юридической силы. Я не сторонник такого подхода", - сказал Димитров.

Как сообщало ИА REGNUM, сегодня в интервью Латвийскому радио председатель Конституционного суда Гунар Кутрис заявил, что КС может приостановить проведение а по инициированным обществом "Родной язык" и поддержанным 187 тысячами граждан Латвии поправкам к Конституции, предоставляющим русскому языку статус государственного. По словам Кутриса, если Конституционный суд получит заявление, соответствующее компетенции суда, если будет оспорен нормативный акт или же соответствующий акт издаст президент, то КС может принять такое заявление или возбудить дело. Несмотря на то, что суду на принятие решения отводится месяц, бывают ситуации, когда суд может принять решение раньше.

В свою очередь, Канцелярия президента Латвии распространила заявление, в котором утверждается, что у Андриса Берзиньша не было свободы действий в вопросе передачи поправок к Конституции в Сейм. Юридический анализ права президента государства не передавать Сейму законопроект уже сделан: "Авторитетная юридическая литература дает четкий ответ на этот вопрос, а именно, профессор К. Дишлерс в книге "Введение в науку о государственном праве Латвии" (1930) на странице 171 ясно указывает, что в этом вопросе у президента государства нет свободы действий".

В своей книге, изучая 78-ю статью Конституции, Дишлерс указывает, что закон о всенародном голосовании тоже устанавливает для президента еще одну обязанность - участвовать в прямом народном законотворчестве. "Если Сейм не принимает предложенный народом законопроект без изменений в содержании, то президент государства должен объявить всенародное голосование", - гласит закон. Таким образом, в обоих случаях - и из 78-й статьи Конституции, и из закона о всенародном голосовании - следует: "Свободному волеизъявлению президента нет места - он должен лишь выполнить четко обозначенное законом действие". Таким образом, соответствующие президентские акты являются не указами, а "просто актами исполнения, и контрасигнация им не нужна", указывает Дишлерс.

При этом Канцелярия президента не комментирует содержание составляющегося заключения Комиссии по конституционному праву, подчеркивая, что круг рассматриваемых вопросов зависит от членов комиссии. Заключение ожидается в конце января - феврале.

Со своей стороны ВЛ-ТБ/ДННЛ не раскрывает сути готовящейся под руководством министра юстиции Гайдиса Берзиньша (ВЛ-ТБ/ДННЛ) жалобы в КС. Как пояснил представитель объединения и парламентский секретарь Министерства юстиции Янис Борданс, объединение собирается оспорить весь пакет связанных с референдумом документов. Среди документов также находится подготовленный обществом "Родной язык" проект изменений к Конституции, решение президента о передаче законопроекта в Сейм, решение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) о проведении референдума и прочие.