Единое экономическое пространство (ЕЭП) направлено на укрепление экономики каждой страны-участницы, но в случае повторения валютно-финансового кризиса официальный Минск должен рассмотреть вариант перехода на единую валюту с Россией. Об этом заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков в интервью белорусской газете "Звезда".

"Подчеркну самое главное: ЕЭП будет способствовать сохранению и укреплению экономики каждой из трех стран, созданию новых отраслей, выхода на внешние рынки их товаров, а не провоцировать ликвидацию отдельных производств", - заявил посол России, оценивая активизацию интеграционных процессов как один из важнейших итогов 2011 года. Он также отметил: "А будет здоровой экономика - будут расти и доходы, уровень и качество жизни граждан Белоруссии, России и Казахстана".

По словам Сурикова, в настоящее время не рассматривается вопрос о введении на территории Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии единой валюты. По его мнению, такая необходимость может возникнуть после завершения формирования Евразийского союза. "А пока, как известно, не до конца исчерпан вопрос о создании единой валюты в рамках Союзного государства. На этот счет были приняты соответствующие решения, они пока не отменены. Но если вдруг Белоруссия вновь окажется в сложной валютно-финансовой ситуации, как это случилось в 2011 году, то тогда, возможно, предстоит подумать о переходе на общую с Россией валюту".

Оценивая значение Союзного государства Белоруссии и России в контексте функционирования Таможенного союза и ЕЭП с участием Казахстана, российский дипломат заявил: "Потенциал Союзного государства по-прежнему велик. Возникновение Союзного государства стала хорошим примером интеграции для всех стран, которые появились на постсоветском пространстве после развала СССР. Конечно, создание Союзного государства шло не без трудностей, споров и недоразумений, но, тем не менее, в Белоруссии и России удалось существенно продвинуться вперед в достижении поставленных целей. Особенно в области взаимного соблюдения прав граждан Белоруссии и России в различных сферах: образовании, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении и других. Поэтому мне реальной видится такая перспектива: Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России развивается как "тройка", а Союзное государство Белоруссии и России - как "двойка".

Посол проинформировал также, что сделка по объединению российского КамАЗа с белорусским ОАО "МАЗ" не состоялась из-за несогласия официального Минска с оценкой независимой компанией стоимости минского автозавода. Суриков полагает, что повторная оценка активов ОАО "МАЗ" едва ли выявит большую цену белорусского госактива, т.к. будет применена аналогичная методика оценки.

Комментируя перспективы создания китайской компанией сборочного производства по сборке легковых автомобилей в Белоруссии, Суриков сказал: "Мы создали Таможенный союз для защиты себя от недобросовестной конкуренции других стран. Поэтому я не исключаю, что Россия, которая имеет значительные мощности по выпуску легковых автомобилей, будет настаивать на существенном ограничении ввоза китайских комплектующих для последующей сборки из них машин в Белоруссии".

Суриков сообщил, что РФ не рассматривает вопрос о строительстве второй нитки нефтепровода "Ямал-Европа". "Строительство второй нитки - это не только вопрос белорусско-российских отношений. Оно касается и Польши. А с ней в этом деле могут возникнуть самые разные проблемы, которые России абсолютно не нужны. Поэтому мы и пошли на строительство "Северного потока" сразу в Германию", - сказал российский дипломат.

Как сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Ранее три страны объединились в Таможенный союз и заявили о намерении перейти от ЕЭП к более тесной интеграции - в формате Евразийского союза.

Напомним, 28 ноября вице-премьер Белоруссии Сергей Румас сообщил, что в настоящее время не ведутся переговоры о введении единой валюты на территории ЕЭП. Он пояснил, что для этого "надо выработать базовые условия, чтобы валютная политика работала в едином режиме".

Также напомним, что в 2011 году продолжились переговоры российских компаний с властями Белоруссии о создании совместного предприятия "Росбелавто" с участием минского автозавода - ОАО "МАЗ". По информации белорусской стороны, рассматриваются варианты слияния с российскими предприятиями, работающими под брендами "КамАЗ" и "ГАЗ".

Напомним, 30 декабря заместитель министра экономики Белоруссии Александр Ярошенко заявил о том, что Китайский холдинг "Джили" (Geely Automobile Holdings Ltd.) подписал инвестиционный проект по созданию производства легковых автомобилей в Белоруссии совместно с белорусским производителем супертяжелых карьерных самосвалов ОАО "БелАЗ". В России осуществляется сборка около двадцати брендов иномарок, в т.ч. китайской "Джили" (в Черкесске и, ранее - в Новоуральске).