"Две правозащитные организации - Международная федерация по правам человека (FIDH) и Институт гражданского общества (ИГО) обжаловали решение суда общей юрисдикции ереванского административного района Малатия-Себастия по уголовному делу, связанному с инцидентом на территории церкви Святой Троицы. Согласно приговору, последователь сектантской организации "Свидетели Иеговы" Андраник Маквецян, который не только занимался "ловлей душ" на территории храма Армянской Апостольской церкви (ААЦ), но и напал на меня, был осужден на 6 месяцев лишения свободы. Парадокс состоит в том, что так называемые правозащитники, которые даже не участвовали в судебном процессе, представляют дело исключительно с позиций иеговистов и выставляют правонарушителя в роли мученика веры". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил настоятель ереванской церкви Святой Троицы, иерей Есаи Артенян, комментируя подробности судебного процесса, получившего широкий общественный резонанс.

Напомним, что 15 мая 2011 года настоятель церкви Святой Троицы Есаи Артенян, заметив, что члены сектантской организации "Свидетели Иеговы" Андраник Маквецян и Самвел Григорян во дворе церкви заняты агитацией двух граждан, подошел к ним и попросил покинуть территорию церкви. Согласно материалам уголовного дела, Маквецян и Григорян отказались покинуть территорию церкви и спровоцировали спор с иереем Артеняном. Увидев, что они не уходят, священник попытался снять на мобильный телефон пропаганду Маквецяна и Григоряна. Однако Маквецян не позволил священнику сделать запись, отняв у него телефон. Иерей попытался вернуть мобильный, но Маквецян, угрожая ему, ударил священника по руке.

ИА REGNUM: Отец Есаи, чем бы вы объяснили подобную позицию правозащитников, требующих освобождения Маквецяна?

Достаточно сказать, что это заявление опубликовано в известном своими сектантскими симпатиями и антицерковными настроениями издании - Lragir.am. Вы правы, правозащитники утверждают, что этого молодого человека осудили лишь за принадлежность к секте, забывая о правонарушениях. Они даже не осознают, что, по сути, если бы Маквецян не занимался ловлей душ на территории армянского христианского храма, то и самого конфликта не произошло бы. Дошло уже до того, что армянского священнослужителя в самой Армении представляют как последнего преступника. Иными словами, защищая права иеговистов, они в то же самое время нарушают мои гражданские права, но почему-то об этом не заикаются даже. Разве такими бывают настоящие правозащитники?!

ИА REGNUM: Тем не менее, на ваш взгляд, какие мотивы подвигли их на подобный шаг?

Мне самому хотелось бы это понять. Возможно, им показалось, что представился хороший случай понравиться Европе, откуда они получают немалые гранты. Может быть, они хотят засвидетельствовать, что являются поборниками европейских демократических ценностей. Но, насколько мне известно, демократия - это не улица с односторонним движением, причем, в удобном исключительно для грантодателей и получателей оных направлении.

ИА REGNUM: В любом случае, в уже прошедшем 2011 году завершился известный судебный процесс, виновный осужден. Вы считаете это победой ААЦ, лично вашим достижением, торжеством справедливости?

Я не могу это считать победой. Не в первый раз повторю - это поражение. Как я могу считать достижением то, что молодой армянин находится в заключении. Помимо этого, я не могу считать торжеством справедливости, когда, например, пожилая женщина, на протяжении 40-50 лет являющаяся прихожанкой ААЦ, вдруг по каким-то причинам переходит в секту и соглашается выступить в суде против армянского священнослужителя - в качестве лжесвидетельницы. Лично для меня это боль и потеря. Так что судебный процесс не могу считать большим приобретением, даже при том, что наказана личность, совершившая противоправные действия.

ИА REGNUM: А вы ожидаете, что после этого процесса, когда очень многое прояснилось, некоторые из адептов "Свидетелей Иеговы", или подобных других организаций вернутся в лоно ААЦ?

Я не обольщаюсь на этот счет, хотя мне известны реальные случаи, когда те, кто только-только вступил в эту секту, после процесса, стараются прекратить все свои отношения с иеговистами. Но в основном, руководящие звенья этой организации постараются выжать из создавшейся ситуации максимум пользы. Они уже представляют осужденного в роли мученика, страдальца за веру, что характерно как для этой, так и для ряда других сект.

ИА REGNUM: После процесса вы получили поздравления от ваших прихожан?

Поздравлений не последовало, и я рад этому. Когда в зале суда зачитали приговор, то присутствующие на процессе прихожане, ожидающие справедливого решения и признания вины Маквецяна, не встретили вердикт аплодисментами. Мы все в этот момент задумались, а победа ли это? Естественно, была радость, что справедливость восторжествовала, но не было ликования, поскольку в результате только-только вступающий в жизнь молодой человек был осужден. По этому поводу, честно говоря, мы возможно предпримем определенные меры по смягчению приговора, но пока идет процесс обжалования - когда все прояснится, тогда и предпримем соответствующие истинным христианам действия. Для нас важно не ужесточение наказания а сам факт прецедента - дабы прекратились крайне нежелательные и неподобающие для нашего народа и общества процессы.

ИА REGNUM: То есть в отношении самого судебного процесса и приговора у вас претензий нет?

В принципе, этими делами занимается наш юрист. Знаю лишь, что и от нашего имени направлена жалоба, поскольку нас не устроила окончательная формулировка. Первоначально, было четыре статьи - драка, самоуправство, угроза и нарушение равноправия граждан. Судья переквалифицировал первые три статьи в нарушение равноправия граждан - части 1-ой статьи 143 УК Армении. Но я всегда утверждал, что обратился в полицию из-за угроз в свой адрес, однако почему-то суд это посчитал недоказанным.

ИА REGNUM: Вы неоднократно утверждали также, что в рядах сектантов замечены очень влиятельные люди, да и воздействие сект на армянское общество в настоящее время приобретает угрожающее значение. Вы думаете, что на приговор судьи повлияла "длинная рука" этих религиозных организаций?

Я не могу подобное утверждать. У меня нет доказательств, что судья также состоит в секте. Не думаю, что "длинная сектантская рука" повлияла на это решение, но и не могу понять, в чем же проблема подобных метаморфоз - изменений в приговоре. Возможно, причина кроется в отсутствии опыта, поскольку, по сути, это первый подобный прецедент. Может быть, сказалось несовершенство правового поля.

ИА REGNUM: Тер Есаи, во время одной из предыдущих наших встреч, вы сказали, что примерно 10 тысяч адептов уже упоминаемой секты - это реальный избирательный и управляемый электорат, а значит, представляет "лакомый кусок" для политиков. Вопрос лишь в том, что политики пообещают взамен, но особенно - каких уступок потребуют договаривающиеся с ними лидеры этой и других сект. К примеру, избирательный электорат организации "Слово Жизни" также насчитывает порядка десяти тысяч приверженцев этой секты. Есть ли новые свидетельства того, что весь этот электорат будет задействован в мае - на парламентских выборах?

Однозначно, это большой электоральный массив. Столь же ясно, что лидеры сект в обязательном порядке постараются использовать этот фактор в полной мере, поскольку тем самым они оправдают свою деятельность. Я, например, слышал, что глава секты "Слово Жизни" уже заявил о намерении войти в политику и о претензиях на получение постов и должностей. Меня не удивляет, что помимо чистого проповедничества и возглавления своей паствы, он также стремится оказаться в парламенте. Но все же надеюсь, что этого не произойдет.

ИА REGNUM: А нет опасений, что европейские как правозащитные, так и иные структуры задействуют все свои ресурсы, дабы в армянском парламенте было представлено и "религиозное меньшинство"?

Конечно, они будут стараться. Безусловно, их влияние заметно. Но окончательный ответ должны дать наше общество и армянский народ, в здравомыслии которого я не сомневаюсь. Европа же и сегодня предъявляет претензии, например, по вопросу присутствия в армянской армии священников ААЦ. Они утверждают, что должны быть представлены и проповедники от сект - "Свидетелей Иеговы" и "Слова Жизни". Но где все они были и в чем проявлялась их деятельность, когда страна находилась в состоянии войны, когда преодолевала кризисные явления. Важно, чтобы и наше общество задумалось об этом.

Беседовал Валерий Гаспарян