"Ранее в этом году и.о. министра иностранных дел Нагорного Карабаха Василий Атаджанян заявил, что его страна признает Косово, если бывшая югославская провинция в свою очередь признает Карабах. Я передал это послание министру иностранных дел Косово Энверу Ходжайу, но он решил отказаться от предложения своего коллеги и долго думал, как сделать это вежливо. Этот маленький эпизод многое говорит о реальной политике в международных отношениях, особенно когда речь идет о малых странах", - пишет автор The Economist.

В советские времена Нагорный Карабах был армянонаселенной автономной областью Азербайджана. Во времена Югославии Косово был албанонаселенной автономной провинцией Сербии. Армяне воевали с азербайджанцами в начале 1990-х, и косовские албанцы против сербов - в 1998-99 годах. Нагорный Карабах объявил о своей независимости в 1991 году. В 1999 году военный контингент НАТО был введен в Косово и освободил провинцию от администрации и сил безопасности Сербии. Регион был тогда в ведении Организации Объединенных Наций и объявил о своей независимости в 2008 году.

На первый взгляд есть много сходств между Нагорным Карабахом и Косово, но есть также много различий. Ни одна страна не признала Нагорный Карабах в качестве независимого государства, а Косово признали более 80 стран. Западные страны заявляют, что Косово не является прецедентом для других.

В Степанакерте - столице Нагорного Карабаха этот аргумент не может растопить лед. В действительности, в случае с некоторыми речь идет о явной "зависти к признанию". Представитель министерства иностранных дел Карабаха Марсель Петросян говорит, что Нагорный Карабах имеет более "сильные аргументы" для независимости, чем Косово. Василий Атаджанян в свою очередь считает, что европейские и другие страны, признавшие Косово, применяют практику "двойных стандартов": "Мы рассматриваем Косово как прецедент. Это яркий пример того, каким образом может быть решен наш конфликт".

Aрмяне и косовары видят возможность решения двух конфликтов в соответствии с правом нации на самоопределение, Сербия и Азербайджан тем временем отстаивают принцип территориальной целостности. Несоответствия есть повсюду. Союзник Сербии Россия не признает независимость Косово. Но, в отличие от западных стран, после войны с Грузией в 2008 году Россия признала отколовшиеся государства Абхазию и Южную Осетию.

Сербия могла бы занять общую позицию с Грузией, но не желает раздражать Россию, так же Грузия не будет сотрудничать с Сербией из-за потенциальной опасности для ее отношений с США. Также как армяне были вынуждены прибегнуть к модному аргументу - не раздражать покровителей из России, признавая независимость Косово. Армения фактически не признала Нагорный Карабах, чтобы напоминать об этом американским дипломатам, когда последние просят ее признать Косово. Сербия и Армения, может быть, по разные стороны, когда речь идет о территориальной целостности, но и у них есть много общего.

Обе стареющие нации с сокращающимся населением, обе говорят о своих врагах в одинаковых терминах, опасаясь того факта, что и косовские албанцы и азербайджанцы - молоды и мусульмане, и доминируют в регионах, которые они считают своими.

Армянский журналист и общественный активист Айк Ханумян приводит новые аргументы, говоря что Косово является "историческим регионом Сербии", который албанцы заняли (албанцы, разумеется, не согласились бы с этим анализом). Он также проводит сравнение между Косово и Нахичеваном - крупным азербайджанским эксклавом на границе Азербайджана и Армении. Так, по словам Ханумяна, Нахичеван был когда-то армянским. Он был потерян для армян, как Косово потерян для сербов, а Нагорный Карабах, напротив, не потерян и должен быть защищен, считает Ханумян.

Что же касается послания Энвера Ходжая Василию Атаджаняну, оно состоит в том, что Косово может иметь официальные отношения только с членами ООН, несмотря на то, что сам до сих пор не присоединился к Организации. "Мы понимаем стремление других, но мы должны быть осторожны. Мы не можем определять судьбы других малых народов, но мы должны защитить то, что имеем. А иногда лучше ничего не делать, чем сделать ошибку", - сказал министр.

Другими словами, как армяне сочувствуют косоварам, но не хотят раздражать русских, так и косовары не хотят раздражать своих западных покровителей. Такова основная дипломатия в сумеречной зоне международных отношений, в которой малые государства и народы должны маневрировать, чтобы защищать свои интересы.