Парламент Грузии на пленарном заседании 27 декабря в ускоренном порядке во втором и третьем чтении рассмотрел и утвердил новый Избирательный кодекс. По информации пресс-службы парламента Грузии, несмотря на жаркие дебаты по отдельным главам законопроекта, он был утвержден 111 голосами против 2.

Парламентская оппозиция требовала более четкого определения в законе понятия подкупа избирателей, так как члены правительства часто оказывают помощь различным организациям и лицам, за помощью к депутатам обращаются и избиратели, и все эти случаи могут быть сочтены за подкуп избирателя. Представители парламентского большинства в ответ заверили, что в документе заложены определенные механизмы, которые способствуют предотвращению фактов коррупции и подкупа.

Согласно новому избирательному кодексу, все избирательные субъекты, которые на парламентских выборах преодолеют 5% барьер, через 15 дней после подведения итогов выборов получат из госбюджета по 1 млн лари ($606 тыс).

Пожертвования в фонд избирательной кампании будут сочтены анонимными и перечислены в госбюджет, если при их выделении юридическое лицо не укажет свое наименование и юридический адрес, а физическое лицо - имя, фамилию, адрес, номер удостоверения личности и личный номер.

Размер пожертвований в фонд избирательной кампании партии, избирательного блока и кандидата в президенты от физического лица увеличивается вдвое и составит 60 тысяч лари ($36,4 тыс.), от юридического лица - 200 тыс лари ($121 тыс.). Недопустимы пожертвования в фонд избирательной кампании от другого государства, физического и юридического лица другого государства, лица без гражданства, международной организации, непроизводственного юридического лица или религиозной организации и юридического лица, в котором доля государства составляет как минимум 50%.

В новом избирательном кодексе не предусмотрено видеонаблюдение за ходом выборов на избирательных участках, но при этом наблюдателям предоставляется право фото- и видеосъемки на избирательном участке, при условии, что они не будут мешать процессу выборов.

До рассмотрения законопроекта в третьем чтении по инициативе депутата парламентского большинства Вахтанга Балавадзе в кодекс была внесена поправка, согласно которой партиям запрещено создание избирательного блока, если их общие расходы превышают 0,2% от годового ВВП.

Согласно новому избирательному кодексу, право на участие в выборах будет предоставлено и тем заключенным, которые совершили менее тяжкие преступления. Для партий, которые введут в свои списки женщин, предусмотрено дополнительное финансирование.

Также парламент Грузии 114 голосами, единогласно, утвердил в третьем чтении проект закона "О внесении изменений в Конституцию Грузии", в который на основании достигнутого с оппозицией соглашения были внесены некоторые поправки. В частности, законопроект предусматривал увеличение числа депутатов парламента с 150 до 190, причем 107 депутатов должны были избираться по пропорциональным спискам, а 83 - по мажоритарной системе. В нынешнем парламенте соотношение мажоритариев и избранных по пропорциональной системе одинаковое - 75Х75, и представители парламентского большинства заявляли, что увеличивая число депутатов и изменяя соотношение в пользу мажоритариев, они идут на уступки оппозиции. Но уже в процессе рассмотрения законопроекта парламентская оппозиция опротестовала статью об увеличении числа депутатов парламента, после чего состоялись консультации между всеми участвовавшими в разработке этого документа партиями и было принято решение оставить число депутатов прежним. Изменено соотношение в пользу мажоритариев. В новом парламенте Грузии будет 73 мажоритария и 77 депутатов, избранных по пропорциональной системе.

Кроме того, с 1 декабря 2013 года будет задействована еще одна поправка в Конституцию, согласно которой кворум, необходимый для принятия конституционных изменений, составит 3/4 вместо нынешних 2/3 от всего состава парламента.

Работа над пакетом законопроектов, регулирующих избирательные процессы в Грузии, велась с осени прошлого года. Переговоры между правящей партией и оппозицией были начаты по инициативе движения "Национальный форум", и в них участвовали 8 оппозиционных партий. На предложенные властями условия согласились только 2 из 8 ведущих переговоры партий.