"Ошибочно полагать, что принятие французским парламентом законопроекта по криминализации отрицания Геноцида армян в 1915 году как-то связано с армяно-турецкими протоколами. Это далеко не ответная акция Франции в адрес Турции за то, что протоколы так и не были ратифицированы Анкарой", - заявил 23 декабря на пресс-конференции глава офиса "Ай Дат" и по политическим вопросам партии АРФ Дашнакцутюн (АРФД) Киро Маноян, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, не соответствует действительности озвученная на днях армянскими властями взаимосвязь наличия армяно-турецких протоколов с принятым 22 декабря нижней палатой Национального собрания Франции законом. В качестве аргумента эксперт напомнил, что в 2006 году нижняя палата французского парламента уже одобряла законопроект о криминализации отрицания Геноцида армян, который не прошел в Сенате, но тогда о протоколах не было и речи. Он также добавил, что в ходе парламентских обсуждений ни один из французских депутатов не упомянул о протоколах, что также свидетельствует об их "нулевом" позитивном влиянии на данный процесс.

Как при этом политолог заметил, факт реанимирования данного закона обусловлен совершенно другими обстоятельствами - президентскими и парламентскими выборами во Франции, а также взаимоотношениями между Парижем и Анкарой. Он также добавил, что президент Франции Николя Саркози и его сторонники из правящей партии "Союз за народное движение", предложив закон, практически опередили главных конкурентов - социалистов, которые первыми выступали в роли инициаторов криминализации отрицания геноцида. Вместе с тем эксперт отметил, что определенные круги во власти Франции, в том числе, министр иностранных дел и ряд депутатов от правящей партии, выступили против законопроекта.

Не согласился Маноян с высказанным в прессе мнением временного поверенного в делах Франции в Армении Изабель Гинель о том, что принятие закона французским парламентом является логическим продолжением визита президента Саркози в Армению. "Социалисты составляют большинство в Сенате и заявили об инициировании закона фактически до приезда Саркози в Ереван. Так что он опередил их по времени. Во время обсуждения очень многие депутаты отмечали и подчеркивали, что это логическое продолжение принятого Францией в 2001 году решения о признании геноцида", - указал глава офиса "Ай Дат".

Как он подчеркнул, при всем агрессивном противодействии принятию закона определенные круги в самой Анкаре отмечают, что "мишенью должен стать не парламент Франции, а турецкая государственная политика отрицания", о чем, в частности, заявили представители стамбульского филиала Союза по защите прав человека Турции. Маноян также напомнил, что во время обсуждения закона в 2006 году 5 известных представителей турецкой интеллигенции, а в их числе и редактор газеты "Агос" Грант Динк, выступили против принятия этого решения, отмечая в публичном заявлении, что законопроект сковывает свободу слова и волеизъявления, а также не способствует обсуждениям данной проблемы в Турции. В настоящее время, как он пояснил, турецкая интеллигенция в целом отмечает позитивное влияние этого решения, хотя бы по той простой причине, что он заставит многих граждан Турции внимательно изучить и эти страницы истории.

Вместе с тем политолог отметил, что самым парадоксальным можно считать выступление против законопроекта армянских неких правозащитников из Хельсинской ассамблеи. "Каждый волен изъявлять свое мнение. Странно только то, что их принципиальность не проявляется, когда речь идет о действующем во Франции с 1990-х законе, который считает уголовно преследуемым деянием отрицание холокоста. Они не выражаются против Рамочного решения Евросоюза, на основании которого и создавался законопроект о криминализации отрицания Геноцида армян в 1915 году. Они громогласно не заявляют, что данное решение сковывает свободу слова. Но как только заходит речь об армянском вопросе, они вдруг становятся чрезвычайно принципиальными - более католиками, чем Папа Римский. Возможно, дело в получаемых грантах, но я бы назвал это признаком раболепия", - заключил Маноян.