Русская община Эстонии и граждане России, постоянно проживающие в Эстонии, уже не в первый раз сталкиваются с провокационными и оскорбительными по отношению к себе публичными заявлениями президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, поэтому его очередное скандальное интервью не стало для них откровением. Об этом ИА REGNUM сегодня, 23 декабря, сообщил заместитель председателя Республиканского Союза российских граждан Эстонии Владимир Петров. По его оценке, неэстонское население Эстонии в целом игнорирует президента Ильвеса и его заявления, так как "само отношение к Ильвесу несерьезное": у главы государства обидное прозвище "пингвин", а его манера носить на официальных мероприятиях бабочку является источником насмешек. "Нет отношения к нему как к президенту", считает Петров, а потому все его заявления о советской Эстонии воспринимаются с усмешкой теми, кто прожил в Эстонии всю жизнь.

Недоверие к Ильвесу вызывает его биография: гражданин США, родившийся в Швеции и до 1992 года ни разу не бывавший на родине своих родителей. Скорее всего, Ильвес сохранил двойное гражданство, получив эстонский паспорт, уверен Петров, добавляя, что у Ильвеса "скользкая биография". Так, Ильвес - профессиональный пропагандист, работавший в восточной редакции американской государственной радиостанции "Свободная Европа" во времена "холодной войны", напомнил Петров. Знания Ильвеса об Эстонии (особенно советского периода) построены на публикациях западных СМИ периода противостояния с СССР и субъективных рассказах перебежчиков, потому не случайно, что его недавнее заявление "В советской Эстонии не было ресторанов" выглядит в списке нелепых заявлений самым безобидным. Куда серьезней его "промашки" в фактических данных истории самой Эстонской Республики, которые он допускает в своих международных выступлениях, как, например, в Хельсинки, где он перепутал даты получения независимости Эстонии и Финляндии.

Подобное "несерьезное" отношение к Ильвесу построено также на том, добавил Петров, что у президента Эстонии, в основном, представительские функции, а все реальные политические вопросы решают правительство и парламент страны.

В целом оскорбительные для большинства жителей Эстонии заявления президента Ильвеса можно было бы игнорировать, если не одно "но": намеренно или непредумышленно, но каждое такое заявление накаляет отношения эстонской и русской общин Эстонии, не способствуют положительному образу Эстонии в глазах русских людей мира и России. Выражая свою личную точку зрения, Петров в то же время отметил, что "никакие ильвесы" не в состоянии повлиять на позитивное развитие эстоно-российских отношений на личном и межобщинном уровне - через бизнес-связи, личные контакты.

Аргументируя ИА REGNUM позицию российского посольства в Эстонии, которое в очередной раз "не заметило" оскорбительного заявления в адрес русских и россиян со стороны главы эстонского государства, заместитель председателя Республиканского Союза российских граждан Эстонии Владимир Петров высказал предположение, что российское посольство привыкло к таким заявлениям, и "цепляться к каждой промашке Ильвеса не имеет смысла - он не такая фигура, проще игнорировать".

Напомним, что, отвечая на вопрос швейцарского издания Der Bund, почему русский язык в Эстонии не является официальным языком, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес ответил так: "А почему должен быть? К примеру, мы оккупируем вашу страну, а через 50 лет мы говорим, что вы должны сделать эстонский язык государственным. Оккупационная власть захватывает страну, депортирует сотни тысяч человек в Сибирь и присылает сюда своих людей. И теперь, когда мы, наконец, обрели независимость, должен ли язык оккупационной власти быть вторым языком страны? Не задавайте мне смешные вопросы! Мой совет: русские по происхождению люди должны побеспокоиться об эстонском гражданстве". Также, отвечая на вопросы швейцарского журналиста, почему ныне русская община Эстонии относится к менее социально защищенному слою общества, Ильвес заявил, что русские в Эстонии долгое время были народом господ и имели привилегии. "Теперь так как у них больше нет привилегий, некоторые люди рассматривают этот как потерю", - сказал Ильвес.

Как отмечает ИА REGNUM, президент Ильвес уже не в первый раз демонстрирует полную некомпетентность (или ангажированность?) во владении информацией о масштабах депртаций, произошедших в Эстонии в период нахождения в составе СССР. Так, по данным, опубликованным на сайте посольства Эстонии на Украине, официально признанное эстонской стороной число депортированных в ходе двух массовых (и основных) депортаций составило чуть более 30 тысяч человек, причем большинство депортированных затем вернулось на родину с полным восстановлением их гражданских прав и статуса. Если слова Ильвеса о "сотнях тысяч депортированных" означают сумму от 100 тысяч человек и выше, то глава эстонского государства превысил официальные данные как минимум в три с лишним раза и больше. Также спорным является и утверждение Ильвеса об "оккупации" Эстонии как факте.