Представители государственной акционерной железнодорожной компании (ГАЖК) "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги) выразили корреспонденту ИА REGNUM свою позицию в отношении критики депутатов нижней палаты парламента Таджикистана, которые обвинили узбекскую сторону в экономической блокаде.

Напомним, на прошлой неделе депутаты нижней палаты таджикского парламента заявили, что на территории Узбекистана скопилось свыше 320 железнодорожных вагонов для Таджикистана и обратились к своим узбекским коллегам с надеждой, что этот вопрос будет разрешен в ближайшее время.

"Ни о какой блокаде не может быть и речи. Ежесуточно в Узбекистан прибывает более 200 вагонов с грузами, следующими в Таджикистан, и каждый день по межгосударственным стыковым пунктам Бекабад и Кудукли столько же вагонов передается Таджикистану", - отметил представитель узбекских железных дорог.

Он выразил сожаление, что несмотря на принимаемые ГАЖК меры, со стороны таджикских железнодорожников систематически допускаются задержки в приеме грузовых поездов, следующих в Таджикистан.

"Так, по каким-то соображениям таджикская сторона приемку каждого состава со своими вагонами осуществляет лишь спустя 8-10 часов после подписания соглашения по приему поездов и вагонов. Это в свою очередь приводит к задержкам в продвижении вагонов с грузами, следующими в Таджикистан, а в конечном итоге их накоплению на территории Узбекистана. ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" несколько раз информировало об этом своих таджикских коллег, но, как говорится, "воз и ныне там". Как следствие за простой каждого вагона Узбекистану приходится платить штрафные санкции", - отметил сотрудник ГАЖК.

Он также сообщил, что указываемые таджикской стороной 327 вагонов с грузами, следующими назначением на станции Хатлонского участка Таджикской железной дороги, простаивают на станциях ГАЖК "Узбекистан темир йуллари" из-за отказа Таджикистаном принять их.

"Из-за разрушения железнодорожного моста на участке "Галаба-Амузанг" в целях безопасности и сохранности грузов полностью прекращено движение поездов с грузами с назначением на Хатлонский участок Таджикской железной дороги. И эти 327 вагоны направлялись именно на Хатлонский участок железной дороги. Их (вагонов) было больше, но, согласно обращениям грузоотправителей 40 вагонов переадресовано и уже передано в Таджикистан через межгосударственный стыковой пункт "Кудукли". Несмотря на неоднократные просьбы ГАЖК принять все остальные простаивающие вагоны через межгосударственный стыковой пункт "Кудукли" до настоящего времени Таджикистаном никакого содействия для решения данного вопроса оказано не было. В сложившейся ситуации становится очевидным, что, обвиняя Узбекистан в блокаде, Таджикистан сам заинтересован в продолжительности этой самой "блокады", - заключил собеседник агентства.

Как уже сообщало ИА REGNUM, с 17 ноября текущего года приостановлено движение поездов по маршруту Амузанг-Хатлон. Узбекские власти утверждают, что в результате теракта были разрушены опоры моста на одном из перегонов на этой линии. По словам спикера нижней палаты таджикского парламента Шукурджона Зухурова, в настоящее время объем грузов, которые задерживаются на территории Узбекистана, составляет более 24 тыс. тонн, в том числе 20 тыс. тонн гуманитарных грузов, предназначенных для малоимущих семей Хатлонской области и Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Эти грузы поступают по линии ООН. "В связи с задержкой вагонов на узбекской территории, в Таджикистане приостановлена реализация социальных проектов - строительство школ и больниц", - подчеркнул спикер нижней палаты парламента Таджикистана. "По сути, в настоящее время Хатлонская область находится в экономической блокаде. Зарубежные компании таких стран, как Турция, Иран и Китай не могут получить стройматериалы и оборудование для реализации проектов в Таджикистане", - отметил Зухуров. Он также сообщил, что премьер-министр Таджикистана Акил Акилов дважды обращался с письмами к своему узбекскому коллеге с просьбой о содействии в решении этой проблемы, но письма остались без ответа.