Онур Салманов: С какой целью приехал в Баку глава военной разведки США
Москва, 20 декабря, 2011, 19:25 — ИА Регнум. В Баку с визитом находится заместитель министра обороны США по вопросам разведки
Россия рассчитывает продолжить использование Габалинской РЛС в Азербайджане и после истечения срока соглашения в 2012 году. Ранее замминистра иностранных дел Азербайджана
В 2007 году Москва предложила Вашингтону совместно использовать Габалинскую РЛС, однако администрация
Как видим, США возобновляют свои игры на Южном Кавказе. Практика показывает, что экономических целей невозможно добиваться без лоббирования политических интересов. Экономика всегда превыше политики. Ошибаются те, кто считает, что все эти годы влияние США в Азербайджане было незначительным. На самом деле, оно было превалирующим. Большинство экспертов, анализируя взаимоотношения Баку и Вашингтона, делают неправильный вывод о сути этих взаимоотношений. Необходимо констатировать, что США - это страна, где политики выполняют волю экономических центров силы. Именно политическими рычагами США обеспечили в Азербайджане господство своих транснациональных корпораций, а сейчас они хотят утвердиться здесь и военно-политически.
Уже несколько лет правительство США придает приоритетное значение усилению обороноспособности Азербайджана. По мнению большинства экспертов, все усилия американцев, направленные на обеспечение своего военно-стратегического присутствия в Азербайджане, являются своего рода увертюрой к планируемой США антииранской операции. Ясно, что интервенция в Иран рано или поздно будет осуществлена. Очевидно также, что иранская проблематика обсуждалась на переговорах главного разведчика Пентагона в Баку. Такие люди, как Майкл Виккерс, очень редко выезжают за рубеж, и визит столь влиятельного американского генерала мог быть связан только с решением стратегической задачи.
Необходимо учитывать, что администрация Обамы ограничена в контактах и сотрудничестве с руководством Азербайджана. Американский президент опасается навлечь на себя гнев "демократической общественности" США, знакомых с реалиями Азербайджана по отчетам различных правозащитных структур. Информация о пытках, насилии, преследовании инакомыслия, терроре против лидеров оппозиции периодически включается и в официальные документы Госдепа. Именно поэтому официальные представители Вашингтона, часто повторяя избитую фразу - "мы не имеем ничего общего с властями, отвергающими принципы демократии" - признают свои ограниченные возможности в сотрудничестве с официальным Баку. С другой стороны, американцы сильно обеспокоены попытками Москвы пролонгировать аренду Габалинской РЛС. Обеспокоенность Вашингтона по этому поводу и уполномочен передать Майкл Виккерс, а заодно и подсказать варианты снятия этой озабоченности.
Итак, Азербайджан вновь испытывает давление двух геополитических центров. Если большое государство хочет покорить маленькое, то у маленького нет шансов. Но когда желающих подчинить маленькое государство - двое, то шанс есть. У Азербайджана в этом смысле есть некоторое поле для маневра. Другое дело, что если маневр не удастся, то придется удовлетворять оба конкурирующих центра. И тут возникает вопрос: а что остается самому Баку? Если в Азербайджане будет и российское, и американское военно-политическое влияние, то паритет сохранится - карабахская проблема останется не решенной, проблемы с демократией сохранятся. Дивиденды азербайджанской власти от такого маневрирования будут минимальными и краткосрочными. США, Россия, Европа, Турция, Иран - нельзя всем угождать. Приходит время за все отвечать.
Онур Салманов (Баку)