Сегодня государственный обвинитель в процессе по скандальному уголовному делу, связанному с незаконным вывозом трупов из новосибирских моргов в Германию, Виталий Огнев сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что приговор обвиняемому начальнику областного бюро судмедэкспертизы Владимиру Новоселову будет вынесен уже в сентябре. "Сейчас судебное разбирательство отложено в связи с болезнью председательствующего на процессе. Суд возобновится 8 сентября и буквально через 3-4 заседания, то есть к концу сентября, будет вынесен приговор", - сообщил прокурор.

Кроме того, сегодня гособвинитель сообщил, что суд не счел необходимым вызывать в суд немецкого патологоанатома и художника-авангардиста доктора Гюнтера фон Хагенса, для которого и предназначались трупы. По мнению суда, к сути уголовного дела Хагенс имеет достаточно опосредованное отношение, кроме того, не известно кто будет финансировать поездку ученого в Сибирь. По словам прокурора, сейчас быстрому завершению процесса ничего не мешает: сам обвиняемый выражает заинтересованность в скорейшем завершение процесса, а родственники покойных, чьи тела были вывезены в Германию, не предъявляют Владимиру Новоселову новых претензий, в том числе финансовых.

Напомним, что начальник новосибирского областного бюро судебной медицинской экспертизы Владимир Новоселов является единственным обвиняемым в уголовном деле, которое было возбуждено прокуратурой Новосибирской области в апреле 2001 года. Как следует из материалов уголовного дела, судмедэксперт причастен к незаконным поставкам 51 тело и 440 препаратов головного мозга в частный Институт пластикации немецкого города Гейдельберг, который возглавляет выдающийся патологоанатом и художник-авангардист Гюнтер фон Хагенс. Договор о научной работе между институтом пластинации и Новосибирской медицинской госакадемией был подписан ректором вуза Анатолием Ефремовым и предполагал, что на базе вуза откроется филиал института доктора Хагенса. Но для изготовления первой партии так называемого пластиката (высококачественного учебного пособия для студентов-медиков, выполненного из человеческих трупов), вуз должен был сам предоставить в Германию трупный материал. Поскольку сама академия не обладала таким количеством трупов, она решила воспользоваться возможностями областного бюро судмедэкспертизы. Следствие установило, что Новоселов издал постановление для главврачей медучреждений города, согласно которому невостребованные родственниками трупы, преимущественно пациентов инфекционных и психиатрических клиник, без скрытия должны были централизованно доставлять в бюро судмедэкспертизы. После обработки, эти трупы отправлялись в медакадемию, которая далее подготавливала их к отправке в Германию.

Новоселову инкриминируется злоупотребление служебными полномочиями и предъявлено обвинение по статьям 285 часть 1 и 286 часть 1 УК РФ и грозит четыре года лишения свободы. Прокуратура считает, что экспорт трупов, официально заявленный, как научный обмен, производился с нарушением закона "О захоронении и ритуальных услугах", а так же федерального закона о "Трансплантации органов". Как выяснело следствие, у восьми умерших, чьи тела были отправлены в Германию, обнаружились родственники, которые сейчас проходят по делу как потерпевшие. Этим людям представители бюро судмедэкспертизы заявляли, что тела их родственников уже кремированы. Как установила прокуратура области, Новоселов, действия без разрешения городских и областных властей, не имея ТЭО и заключения экологов, а так же самовольно захватив землю, построил на территории бюро крематорий, который был предназначен для уничтожения биоотходов, но на деле в нем кремировались человеческие трупы. Кроме того, родственники были обнаружены и у людей, тела которых уже были подготовлены к отправке в Германию. После возбуждения уголовного дела прокуратура задержала отправку, так называемой второй партии, в которую входило 32 кадавра. Трупы были захоронены за счет государства, либо переданы для захоронения родственникам. Что касается первой партии трупов, то эти тела не могут быть возвращены на родину, так как после возбуждения уголовного дела, договор с доктором Хагенсом был приостановлен, а, как заявлял сам ученый, трупы из России прибывали к нему не персонифицированными, поэтому он не может сказать точно, в какой именно из многочисленных филиалов они были направлены.