Росавиация по инициативе Минтранса начала процесс согласования документа, который разрешит двум иностранным авиакомпаниям перевозить команды Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) на внутренних рейсах. Как сообщает "Коммерсант", Минтранс пытается получить разрешение на полеты на внутренних отечественных авиарейсах для чешской авиакомпании Holidays Czech Airlines и латвийской Air Baltic. Экспертам авиационной отрасли непонятен такой интерес Минтранса к иностранным авиаперевозчикам.

"Даже не знаю, как здесь, в этой ситуации, трактовать позицию Минтранса, который не препятствует допуску иностранных перевозчиков на внутренний рынок. А ведь это запрещено! - возмущается главный редактор сайта avia.ru Роман Гусаров. - У нас даже просто прилет самолета из той же Европы идет в соотношении с прилетами туда наших перевозчиков, с работой только в определенных воздушных коридорах и т. д. В данном случае Минтранс обращается в Росавиацию, чтобы структура, входящая в Минтранс, дала такое разрешение. Ну а иностранцам просто важно войти, ворваться на наш внутренний рынок, для чего они готовы будут демпинговать".

Напомним, что после катастрофы Як-42, в которой погибла команда ярославского "Локомотива", КХЛ озаботилась поиском официального авиаперевозчика, способного обеспечить безопасность перелетов. Как отмечают эксперты, логика в этом шаге сохраняется только тогда, когда в качестве официального перевозчика выбирается достаточно крупная и успешная авиакомпания, которая готова тратить изрядные средства на покупку новых самолетов и достойное техническое обслуживание имеющихся. "Аэрофлот" тут же предложил свои услуги в качестве официального перевозчика КХЛ, и изначально КХЛ не была против. Однако Минтранс решил добавить к "Аэрофлоту" на неплохих, но далеко не самых крупных и известных, и, главное, не российских компаний - Holidays Czech Airlines и Air Baltic. Эксперты недоумевают, отчего нельзя было привлечь к этому российских авиаперевозчиков.

Международный советник юридической фирмы Debevoise&Plimpton Виктор Снегирев отметил, что "не может вспомнить случаев привлечения иностранцев к каботажным авиаперевозкам, и вообще это запрещено Воздушным Кодексом РФ. Однако при этом в главном регулирующем авиадвижение документе также указано, что правительство вправе вводить исключения. Под исключениями обычно понимаются стихийные бедствия или иные ситуации, когда не возможно справиться силами национальных авиаперевозчиков, и Минтрансу в первую очередь следует обратить внимание на российские авиакомпании".

"Случай с заявкой хоккейной лиги может создать у нас прецедент, которого у нас еще не было. Требование, которое выдвигается, не очень понятно, потому что я, например, лично не вижу никаких оснований сказать, чтобы какая-то зарубежная компания лучше "Аэрофлота", допустим, по критериям качества и цены, - считает председатель редакционного совета журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров, и далее разъясняет, что если кого-то из иностранцев пустят на внутренние российские рейсы даже в виде исключения, но это даст повод другим зарубежным авиакомпаниям выдвигать справедливые претензии - а мы чем, мол, хуже?".

"Почему именно они - зарубежные компании? В конце концов, у нас есть свои компании, которые имеют прекрасные воздушные суда, которые занимаются чартерными перевозками, у нас этих компаний море, -- недоумевает гендиректор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев. - Как это - запускать на внутренний рынок чужую компанию?! Такого нет ни в одной стране мира. Представьте себе, что на внутренних линиях США будет летать "Аэрофлот". Это же нонсенс. Кто же его туда пустит?!".