Президент Таджикистана Эмомали Рахмон планирует в середине декабря посетить Москву. По информации источника в аппарате президента Таджикистана, визит Рахмона в столицу России состоится после завершения его же официального визита на Украину. Однако точная дата поездки пока не уточняется.

"В ходе неформальных саммитов СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ в Москве будут обсуждены вопросы усовершенствования деятельности данных организаций, а также подведены итоги 20-летнего существования Содружества независимых государств", - сообщил источник. Напомним, что после скандального "дела летчиков", это первый визит таджикского лидера в Российскую Федерацию.

Между тем, эксперты ИА REGNUM не сомневаются, что на предстоящих встречах лидерам двух стран не избежать обсуждения темы ареста пилотов, который стал причиной серьезного охлаждения отношений межу Россией и Таджикистаном. Аналитики считают, что после избрания Владимира Путина на должность президента России, отношения двух стран могут вновь обостриться.

Хотя, как заявил ИА REGNUM эксперт Давлат Усмон, в принципе, Таджикистану нет разницы, кто возглавит Россию. "Россия в регионе Центральная Азия осуществляет свою внешнюю политику исходя из своих стратегических интересов. Если впредь Таджикистан продемонстрирует свою лояльность Москве, отношения могу улучшиться. А если Таджикистан в рамках своей многовекторной политики вновь будет метаться между Западом и Китаем, наши отношения вряд ли претерпят изменения. Должен отметить, что в будущем Таджикистан будет союзником той страны, которая окажет содействие решению ее главной проблемы - Узбекистана", - уверен Давлат Усмон.

Директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов считает, что и сейчас отношения Таджикистана и России держатся на достаточно высоком уровне. "Между нашими странами подписаны десятки соглашений. Другое дело, что люди делают погоду. В данном случае, в первую очередь, президент делает погоду. Считаю, что при Путине, по крайней мере, все будет ясно, не так, как при Медведеве. То есть, не системно, не логично и не последовательно, а по настроению. При Путине же все будет четко, логично, последовательно. И за каждой инициативой будут стоять конкретные интересы, и это все будет ясно, для чего он этот шаг делает. И нам будет понятнее. Думаю, что при Путине отношения между Таджикистаном и Россией должны быть более прагматичнее, нежели эмоционально-психологические", - отметил Шарипов.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Сухроб Шарипов 14 апреля на одной из пресс-конференций заявлял, что для Таджикистана нет разницы в том, кто станет следующим президентом России - Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Зюганов или Жириновский. По его словам, при любом исходе следующих президентских выборов в России, Таджикистан настроен на конструктивные взаимоотношения с РФ. "Мы должны посмотреть, что у нас происходит в обществе в этом аспекте и какую демократию мы хотим построить - авторитаризм, который есть в России, Казахстане и у нас в Таджикистане, или совсем другую. То, что у России нет выбора между Путиным и Медведевым, все знают. Это демократия что ли?! Такой же авторитаризм, как и везде. Ничего Россия для развития демократии, в отличие от Центральной Азии, не сделала. Никаких шагов передовых у России нет", - добавил Шарипов.

Между тем, политолог Парвиз Муллоджанов в беседе с ИА REGNUM отметил, что "во внешней политике Медведева и Путина нет никакой разницы. Это тандем, и даже если бы Медведев остался на второй срок, он также продолжил бы политику Путина. Причины же охлаждения таджикско-российских отношений имеют более объективные причины. Тем не менее, считаю, что Путин является более жестким политиком и в отношении Таджикистана будет ставить жесткие требования. В последние годы российский политический истеблишмент все больше настроен восстановить влияние России на просторах бывшего СССР. И потому можно прогнозировать, что страны, которые начнут отказываться от пророссийской политики, ожидают серьезные испытания", - считает политолог. Он добавил, что будущее таджикско-российских отношений зависит от того, насколько Россия согласится с многовекторной внешней политикой Таджикистана. "Если наши перегнут палку, то нам следует ожидать от России новой волны давления", - добавил эксперт. Тем не менее, Муллоджанов считает, что руководству Таджикистана в последние годы было "удобнее работать с более мягким Медведевым".

Абдугани Мамадазимов, глава Ассоциации политологов Таджикистана в беседе с ИА REGNUM отметил, что с приходом Путина, отношения между Таджикистаном и РФ существенно не изменятся. "Но наши отношения приобретут прагматичные и жесткие параметры. Россия поставит довольно жесткий вопрос перед Таджикистаном - вы с нами, или против нас? Причем, третьего варианта ответа не должно быть. Если мы скажем, что, да, мы с вами, отношения между Россией и Таджикистаном улучшатся, а если мы скажем нет или отклонимся от ответа, то против Таджикистана будут приняты такие санкции, которые мы наблюдали за последний месяц в связи с "делом летчиков".

Между тем, Владимир Путин был единственным высокопоставленным политиком России, который не высказался по "делу летчиков". Аналитик Нурали Давлат считает, что Путин сам был организатором этой истории. "В мире еще не было случая, чтобы Путин не высказался бы по делу, которое бы имело отношение к России. Но, он решил остаться в тени в этом вопросе и не афишировать свою позицию. Это связано с тем, что Путин намерен руками Медведева добиться продления сроков пребывания российских войск в Таджикистане, а потом уже самому вести с Душанбе нормальные контакты. Мы помним, как Путину в 2003 и в 2004 году с трудом удалось получить добро Таджикистана на размещение российской военной базы в этой стране. Но, хочу подчеркнуть, что Путин в отношении Таджикистана использует только один метод - давление. И вообще, это стиль Путина. Он никогда не идет на компромиссы. В редких, безысходных случаях, он отступает. А в остальном, давление - его главный козырь. Поэтому, в отношении Таджикистана Путин никогда не пойдет на уступки, и нам не стоит этого ждать от будущего президента России", - заявил Нурали Давлат в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.