Смена представителя Франции на делегата Евросоюза в Минской группе ОБСЕ не стоит на повестке дня, однако более активное вовлечение ЕС не только желательно, но и неизбежно. Об этом утверждает глава аналитического центра LINKS в Лондоне Деннис Саммут в своем докладе "После Казанской встречи: определяющий момент в Минском процессе ОБСЕ".

Ссылаясь на экспертные мнения, европейский аналитик отмечает, что роль ЕС в разрешении карабахского конфликта мала, так как у ЕС есть интересы в Южном Кавказе, но нет методов давления. По его словам, ЕС еще не обладает достаточными материальными ресурсами для этого. "ЕС вовлечен в процесс карабахского урегулирования лишь опосредованно. В то время, пока Европа еще не полностью разработала свои материальные источники влияния в регионе, ее взаимодействие с элитой и молодежью региона через идейные факторы делает ЕС гораздо более важным игроком, чем кажется на первый взгляд", - пишет Саммут.

Как утверждает он, европейская "мягкая сила" - это не причудливая странность на Южном Кавказе, а острый инструмент дипломатии. "Если долгожданный прорыв в процессе урегулирования конфликта произойдет, то велика вероятность того, что ЕС станет ключевым игроком в реализации мирного соглашения", - подчеркивает аналитик, отмечая последующие после подписания мирного договора миротворческую операцию, постконфликтную реабилитацию, поддержку в укреплении демократии и силы закона. "С другой стороны, если Минский процесс не даст результатов и потребуется пересмотр формата, то нет сомнений, что представитель ЕС будет присутствовать в новом формате", - уверяет Саммут.

Напомним, что на днях тема участия ЕС в числе сопредседателей МГ ОБСЕ была вновь поднята представителем Европарламента - болгарским евродепутатом Кристианом Вигениным. По его словам, ЕС должен быть больше вовлечен в процесс урегулирования конфликта. Заявив, что "формат Минской группы ОБСЕ не приводит к какому-либо результату на протяжении многих лет", он сообщил, что в Европарламенте обсуждался вопрос замены французского сопредседателя МГ на представителя ЕС, и не исключил, что этим представителем могла бы стать Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон.