Гайк Котанджян: Карабах: Шанс перезагрузки
Москва, 19 ноября, 2011, 18:07 — ИА Регнум. ИА REGNUM публикует фрагмент из доклада начальника Института стратегических исследований Минобороны Армении генерал-майора
В докладе испытываемое в настоящее время на политическую прочность понятие "перезагрузка" рассматривается с точки зрения ее конкретных модернизационных толкований. В частности, с точки зрения инновации системы научно-образовательной подготовки руководящих кадров Республики Армения в области национальной и оборонной безопасности, а также в контексте мирного разрешения Карабахского конфликта. Перезагрузка содержания и научно-образовательных технологий подготовки кадров нового поколения оценивается как эффективный ресурс для наращивания "умной силы" на Олимпе государств Южного Кавказа, готовой к разработке новых стратегий сотрудничества в достижении прочного мира на Южном Кавказе....
...В связи с вовлечением Армении в процесс интеграции национальной безопасности современных государств в систему глобальной безопасности, проведение реформы образования в Армении, нацеленной на обеспечение соответствия мировым стандартам стратегического образования руководящих кадров в области национальной, региональной и международной безопасности, приобретает особую актуальность.
Опираясь на американское толкование "умной силы" как мастерства применения знаний в принятии оптимальных стратегических безопасностных решений в отношении мягкой и жесткой силы, завершающую часть своего доклада я хотел бы посвятить проблеме взвешенного разрешения Карабахского конфликта, разрешения, которое в процессе обсуждений с американскими и российскими аналитиками во время моей последней стажировки неизменно рассматривалось в качестве одного из важнейших факторов установления прочного мира на Южном Кавказе.
Сравнительный анализ Карабахского и Косовского конфликтов показывает не только различия, в основном историко-культурного качества, но и сходства в политико-правовом смысле в рамках инструментария современной политологии конфликтов. Оба конфликта характеризуются чертами национально-освободительной борьбы против угрозы колониального подавления интересов сохранения национально-этнической идентичности, соответственно албанского и армянского населений Косово и Нагорного Карабаха путем реализации права на свободное самоопределение. При всем уважении к единоверным сербам, наука требует руководствоваться принципом "Платон мне друг, но и истина дороже". Профессиональный сравнительный анализ динамики и структуры Косовского и Карабахского конфликтов вскрывает конфигурацию сопоставления их участников. В данном измерении субъектами политико-правового сопоставления выступают следующие структурные пары подобия: Сербия - Азербайджан как угнетатели-колонизаторы, Косово - Нагорный Карабах как борцы за национальное освобождение и свободное самоопределение, а Албания с точки зрения поддержки национально-освободительной борьбы соотечественников сопоставима с Арменией.
В политико-правовом смысле Нагорно-Карабахская Республика образовалась в результате законосообразного референдума на основе Закона СССР периода перестройки "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" в период его правоприменения - до подписания Алма-Атинской Декларации об официальном прекращении существования СССР.
Другой особенностью Карабахского референдума является то, что азербайджанское меньшинство в соответствии с вышеупомянутым Законом СССР было вовлечено в процесс подготовки референдума, хотя впоследствии по указке бакинских властей его бойкотировало. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы Комиссии по проведению референдума.
Важной политико-правовой особенностью Карабахского конфликта является также непрерывное функционирование в течение 20 лет-начиная с создания НКР, демократически формируемых законодательных и исполнительных органов власти, эффективно отправляющих экономические, социальные, политические и оборонные обязательства демократического государства перед своими избирателями и народом в целом - в соответствии с принятой всенародным референдумом Конституцией НКР. И с точки зрения контроля за стабильностью обстановки на Южном Кавказе демократически избираемые власти пока непризнанной, но легитимной НКР являются одним из эффективно функционирующих факторов обеспечения региональной безопасности.
Подчеркивая важность деятельности Минской группы
Подготовка населения Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха к признанию НКР, а также к параллельным переговорам между Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Армения о статусе некоторых территорий, входящих в зону безопасности НКР, и последующем возвращении армянских и азербайджанских беженцев на места их прошлого проживания - с гарантированием безопасности населения и стабильного развития всех трех независимых государств - может стать одним из факторов установления прочного мира и безопасности на Южном Кавказе и его эффективной интеграции в международное сообщество.
Залогом подобного применения "умной силы" к разрешению Карабахского конфликта, в первую очередь, может стать "перезагрузка" позиции руководства Азербайджана от гонки вооружений, территориальных претензий к НКР и Армении, основанных на фальсификации истории коренных народов Южного Кавказа, и манипулятивного жонглирования отдельными нормами международного права к реалистическому компромиссу во всеобъемлющем разрешении конфликта в интересах прочного мира между армянским и азербайджанским народами. Успешность подобной "перезагрузки" будет обусловлена наращиванием безопасного сотрудничества между Россией, США и Францией, а также между ними и всеми тремя сторонами Карабахского конфликта - Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Армения, разделяющими ответственность перед своими народами и мировым сообществом за безопасность и устойчивое демократическое развитие Южного Кавказа.
При этом, в значительной мере успех данной перезагрузки будет предопределяться подготовкой "умной силы" лидеров нового поколения Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, готовых по-трезвому оценить стратегические преимущества сотрудничества между государствами и народами в сравнении с выбором новой разрушительной войны в регионе, выходящей далеко за географические границы Южного Кавказа.