"Литва должна обеспокоиться инициативами премьера России Владимира Путина создать из постсоветских стран Евразийский союз, так как это может привести к долгосрочным геополитическим последствиям. Это стратегически новое предложение", - сказал сегодня, 8 ноября, корреспонденту ИА REGNUM депутат Сейма Литвы Пятрас Ауштрявичюс, вице-президент Парламентской Ассамблеи НАТО.

"Очевидно, что в тезисах российского премьера речь идет не только об экономических вопросах. Имеется в виду политическое стратегическое сотрудничество, в том числе и военное. Выходит, Россия чувствует опасность, исходящую для нее от НАТО. Между тем, Северо-Атлантический Альянс вовсе не направлен против России. У нас общие вызовы", - считает Ауштрявичюс, в свое время - главный переговорщик со стороны Литвы на ее пути в Европейский союз и НАТО.

Значит ли это, что Россия отвернется от Европы? Что она ищет других, более важных партнеров и создает альтернативу Европейскому союзу? - задается вопросом политик и сам же на него отвечает.

"Если речь идет о Литве, то Литва уже сделала свой выбор и этот выбор - европейский, евроатлантический путь. Иного нет. Более того, Литва выступает за расширение Европейского союза. За поиск новых форм сотрудничества. Поэтому Евразийский союз не может быть альтернативой для Литвы".

Насколько тесной может стать политическая интеграция России, Белоруссии и Казахстана? Будет ли она быстрой или станет вершиться основательно, шаг за шагом? Возникнут ли какие-то промежуточные структуры или нет? Что в таком случае значит политическая воля? Ведь естественным образом произойдет утрата независимости. Какие институты будут управлять новым политическим образованием, какова будет компетенция государств, каковы конституционные последствия? Как видите, вопросов больше, чем ответов.

"Я воспринимаю идею Владимира Путина, как вызов Европе. Думаю, что на деле такой союз России строить невыгодно. История учит, что политические и экономические подъемы в России наступали именно тогда, когда она тесно сотрудничала с Европой. Поэтому России, прежде всего, нужно полностью воспользоваться возможностями общения с Европой.

Лучше для России не пытаться строить альтернативные союзы, а стремиться к тому, чтобы ее благополучие прирастало от сотрудничества с Европой. Европейцы - это естественные партнеры русских. Отрицать этот и говорить, что России было бы выгоднее выбрать азиатский путь - вряд ли кто-нибудь серьезно воспримет такие взгляды.

"Впрочем, в России мне приходилось слышать о так называемом "третьем пути" державы, которая стоит на двух континентах", - признается депутат Сейма. Но давайте не делать выводов, базируясь на географии. Стратегическими целями руководителей России всегда были глубокие связи с европейскими государствами, усиление гражданского общества и правовой системы по европейскому образцу. Думаю, привить эти стандарты российскому обществу гораздо проще, чем начинать говорить с ним о новых ориентирах. Несмотря на то, что в России живет более двадцати миллионов мусульман, спросим: православие - это что? Это ветвь христианства. То есть, русские изначально тяготели к христианским ценностям и христианской культуре.

"Если мы говорим о Евразийском союзе, давайте помнить, что даже появления Таможенного союза не было встречено крупными странами ЕС однозначно положительно. Мне кажется, что для России стать полноценным членом Всемирной торговой организации гораздо важнее, чем создавать этот Таможенный союз. Чем быстрее Россия начнет играть по универсальным правилам, тем быстрее выиграет от использования этих правил. Я не уверен, что будущее российской экономики связано с азиатскими рынками. В идеале Россия должна доминировать на рынке ресурсов. Однако президент Медведев и премьер Путин стремятся создать высокотехнологичную экономику.

Не думаю, что в этом качестве они останутся привлекательными для крупных европейских стран", - резюмировал Ауштрявичюс.

Напомним, что что в литовском обществе развернулось обсуждение планов лидеров России, Белоруссии и Казахстана по созданию Евразийского союза. Заместитель председателя парламентского комитета по экономике, профессор Юлюс Весялка считает, что когда на игровом поле появляется сила в лице единого экономического пространства, объединяющего около 160 миллионов человек, то это важный сигнал для Европейского союза. "Тем более, в это новое экономическое образование войдут и другие государства из числа республик бывшего СССР - никуда не денутся". ЕС получает возможность работать со стабильным, прогнозируемым и регулируемым партнером. Брюсселю выгодно работать с таким крупным игроком, как ЕЭП. Со структурами не национальными, а наднациональными. Тем более, они эти структуры сами предлагают сотрудничество.

Другой вопрос - в традиционном опасении любых шагов Кремля. ЕС, как и весь западный мир, особенно - посткоммунистические страны, смотрят на Россию с опаской. Было время, когда всем казалось: чем Россия слабее - тем лучше. Но жизнь доказала ошибочность такого взгляда. Сегодня такие лидеры Евросоюза, как Германия и Франция хорошо понимают, что в эпоху глобализации и усиления роли США, Бразилии, Китая лучше иметь дело с Россией. Тот, кто руководствуется умом, а не прошлыми обидами, уже видит выгоду от сближения будущего Евразийского союза с союзом Европейским.

Ранее ИА REGNUM отмечало, что в ходе дискуссии Витянис Повилас Андрюкайтис, заместитель председателя парламентского комитета по делам Европы заявил, что "обязательная необходимость стены между Европейском союзом и Россией - это отживший стереотип".

Можно лишь сожалеть, что в Европейском союзе еще остаются островки несовременного мышления. К счастью, они уже не способны тормозить прогрессивные процессы, которые проходят сегодня между Евросоюзом и Россией. Например, решение польских политиков создать возможность облегченного пересечения границы в рамках местного пограничного движения для всех жителей Калининградской области. Это очень современный и очень прагматичный взгляд на проблему, считает Андрюкайтис.