Информацонно-аналитическое поле Армении в последние дни отличается удивительным тематическим однообразием. Все без исключения СМИ львиную долю своих материалов посвящают недавним громким отставкам высокопоставленных политиков и чиновников - спикера Овика Абрамяна, мэра Еревана Карена Карапетяна, главы Полиции республики генерала Алика Саркисяна. При этом муссируются слухи, что череда резонансных отставок продолжится: издания регулярно "освобождают от должности" тех или иных деятелей, "назначая" на их место других людей. Провластные комментаторы пытаются представить происходящее как нормальный процесс, связанный с начинающейся предвыборной кампанией, критики власти говорят о вскрытом "заговоре", нацеленном на смещение с должности действующего президента Сержа Саргсяна.

На этом фоне практически сошла на нет тема противостояния власти с оппозиционным Армянским национальным Конгрессом (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, которая до недавнего времени была основным предметом обсуждений. Между тем актуальность этой проблематики не только не уменьшилась, но даже в определенной мере повысилась, учитывая роль многомесячного диалога "власть-АНК", ныне прерванного. Дело в том, что Конгресс отказался от своего основного требования о проведении досрочных выборов, заявляя, что сосредотачивается на подготовке "честных, транспарентных" выборов в парламент и одновременно будет вести дело к отставке президента. Последнее не может считаться серьезным политическим заявлением, поскольку любая оппозиция всегда выступает за уход действующей власти - это общее место в пропагандистском арсенале протестных сил. Главное - отказ от идеи досрочных выборов. Это могло бы свидетельствовать о тактическим поражении АНК на данном этапе противостояния, но любопытно, что спустя некоторое (достаточно короткое) время начались утечки из властного лагеря, согласно которым "полностью ничего исключать нельзя", и в случае необходимости досрочные выборы могут стать реальностью.

Эксперты ИА REGNUM ранее не раз указывали, что идея досрочных выборов по ряду причин может выглядеть привлекательной для властей, однако принять ее в качестве требования оппозиции они не могут, поскольку это означало бы демонстрацию слабости. Другое дело - в новых условиях, когда оппозиция сняла этот вопрос со своей повестки, такое решение не может считаться навязанным. Конгресс, кстати, открыто признает, что диалог усилил позиции президента Саргсяна. Об этом, в частности, заявил в интервью газете "168 жам" ("168 часов") один из лидеров АНК, экс-премьер-министр Грант Багратян. Более того, по его словам, "идя на диалог, АНК понимал, что тем самым усилятся позиции Сержа Саргсяна", но, оказывается, ничего плохого в этом нет: "по большому счету, пусть усиливаются, он же Армению представляет. И он это усиление использовал удачно, - и в переговорах вокруг урегулирования карабахского конфликта, и в переговорах с внешними силами вокруг осуществления каких-то шагов внутри страны...Теперь он едет в Россию или в США уже не в статусе, так сказать, изгоя. В отличие от Ильхама Алиева, никто уже не может назвать его диктатором". Конгресс же в результате достиг лишь одной цели: "мы освободили наших политзаключенных", но после этого "власть прекратила диалог, частично "кинув" нас. Но мы осознавали, что можем получить именно такой результат".

Возможно, указание на то, что АНК, хоть и был "кинут", но лишь "частично", означает, что, во-первых, в результате диалога все же было достигнуто некое "рамочное соглашение" относительно будущего представительства Конгресса в парламенте, а во-вторых, что внеочередные выборы все же могут понадобиться, но оппозиция не будет иметь к этому никакого отношения, то есть они не станут фактором, усиливающим ее позиции.

Есть два существенных обстоятельства, делающих такое развитие событий вероятным. Если указания на то, что осуществленные и планирующиеся отставки в верхних эшелонах власти являются следствием борьбы с "заговором", за которым, якобы, просматривается фигура экс-президента Роберта Кочаряна, заявившего о возможности своего возвращения в политику, то чем раньше пройдут выборы, тем меньше возможностей будет у реальных оппонентов нынешнего президента консолидировать свои силы и выступить единым фронтом. Во-вторых, все настойчивее становятся указания на то, что следующий год для Армении будет весьма сложным в социально-экономическом смысле. Об этом уже прямо заявляется на правительственном уровне.

Необходимость сохранения социальной стабильности ведет к возрастанию налогового давления на бизнес, в том числе - крупный, что само по себе является потенциально дестабилизирующим фактором. Кроме того, отнюдь не факт, что усилия правительства способны ощутимо повлиять на обстановку в свете известных процессов в мировой экономике и финансовой сфере. Дальнейшее падение уровня жизни граждан Армении, в которой не менее половины населения и без того либо находится за чертой бедности, либо балансирует на грани этой черты, неизбежно актуализирует протестные настроения электората. А у АНК уже не хватит ресурса для того, чтобы в очередной раз "усилить президента". В результате увеличатся возможности сил, для нейтрализации которых проводятся нынешние кадровые перестановки, возрастут шансы различных политических маргиналов. Это - достаточно реалистический сценарий, который может начать осуществляться уже зимой, когда расходы населения на оплату коммунальных услуг (газо- и электроснабжение) возрастают в 2,5-3 раза.

Сегодня ситуация не столь чревата. Как считает известный этнолог Грануш Харатян, правящая Республиканская партия победит на выборах "потому что народ убежден, что смена власти не приведет к позитивным изменениям и следует идти по пути конформизма, пытаясь уместиться в рамки действующих правил игры. Сегодня тех, кто желает стабильности, гораздо больше тех, кто желает что-то изменить". Но такая благостная электоральная ситуация не вечна и изменится с возрастанием экономических и бытовых трудностей. Поэтому идея проведения выборов до того, как это произойдет, может войти в повестку политической жизни страны.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)