10 октября исполнилось 2 года со дня подписания Арменией и Турцией протоколов об установлении дипломатических и развитии двусторонних отношений между двумя странами.

После подписания армяно-турецких протоколов, Турция на протяжении этих двух лет пыталась связать армяно-турецкое сближение с карабахской проблемой, однако, несмотря на усилия турецких властей, официальные лица России, США и ЕС постоянно твердили о том, что карабахское урегулирование и нормализация армяно-турецких отношений совершенно не связанные друг с другом процессы.

"Из-за условий Азербайджана переговоры зашли в тупик. Вместо того чтобы сохранить импульс даже с риском ослабления связей с Азербайджаном, г-н Эрдоган отступил, пишет в своей статье Джуди Демпси, опубликованной в американском издании New York Times, приводя слова специалиста по Кавказу Фонда Карнеги Тома де Ваала: "Турция не имеет возможности решения конфликта с Арменией. Турция захотела бежать прежде, чем она научилась ходить".

Как мы знаем, документы, подписанные в Цюрихе в 2009 году, так и остались пустыми бумагами, причем, не ратифицированными ни парламентом Турции, ни парламентом Армении. А после того, как 22 августа с.г. они были сняты с повестки турецкого парламента, некоторые и вовсе решили, что пора, наконец, отправить армяно-турецкие протоколы в "долгий ящик".

В преддверии Ярославского форума, 8 сентября президент Турции Абдулла Гюль в интервью газете "Московский комсомолец" вновь подтвердил позицию страны, заявив, что нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, а также между Турцией и Арменией не должна восприниматься как отдельный процесс, она требует рассмотрения на общерегиональной основе.

Однако 23 сентября Совет министров Турции восстановил объявленные ранее недействительными протоколы по нормализации отношений с Арменией и вернул их в парламент. Турецкая пресса расценила этот шаг, как жест в сторону Еревана, в то время как армянский тюрколог Ануш Ованисян связала "этот шаг турецкого правительства, в первую очередь, с предшествующим этому участием турецкой делегации в Нью-Йорке в 66-ом пленарном заседании Генассамблеи ООН". В Нью-Йорке, по мнению тюрколога, Турция получила "зеленый свет" в роли регионального лидера. "Это придаст турецкому руководству возможность проводить более сбалансированную политику, используя армяно-турецкие протоколы", - считает Ованисян.

Вместе с тем, в последнее время участились призывы высокопоставленных западных чиновников о нормализации отношений между Турцией и Арменией, причем за последний период в адрес первой они стали звучать еще громче, чем прежде.

К примеру, заявления, сделанные 7 октября президентом Франции во время его государственного визита в Армению, о том, что "закрытые границы между двумя соседними странами - Арменией и Турцией, в 2011 году просто неприемлемы", и призывы установить нормальные отношения между двумя странами сопровождались достаточно резкими словами: "Турция - крупная страна, и должна уметь правильно смотреть на свое прошлое, должна уметь прямо смотреть как на светлые так и на темные страницы своей истории. Точно так, как это сделали другие крупные государства, как, например, Германия. Если Турция признает факт Геноцида армян, то Франция останется при своей нынешней позиции, в противном случае - она пойдет дальше".

Первый заместитель госсекретаря США Уильям Бернс 20 октября в Ереване в свою очередь заявил: "Мы высоко ценим обязательство Армении по урегулированию отношений с Турцией. Мы также поддерживаем армяно-турецкие протоколы и надеемся, что они будут ратифицированы двумя странами".

В ходе официального визита президента Армении в Москву 23-25 октября Серж Саргсян и Дмитрий Медведев обсудили ряд вопросов двустороннего сотрудничества, региональные проблемы, процесс карабахского урегулирования. Также стороны подписали ряд двусторонних соглашений. Здесь нет ничего странного, учитывая тот факт, что Россия является главным стратегическим партнером Армении. Но, примечательным является то, что во время визита 24 октября из Кремлевского дворца два президента провели телефонную беседу с главой Турции Абдуллой Гюлем, во время которой выразили соболезнования в связи с землетрясением в городе Ван и предложили помощь стран в ликвидации последствий стихийного бедствия.

Как заявил на заседании Турецко-американского совета 31 октября помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон, Соединенные Штаты продолжают прилагать усилия по нормализации армяно-турецких отношений. Он также подчеркнул, что "улучшение отношений между двумя странами будет выгодно как Турции, так и Армении, а также для региона в целом".

В свою очередь, госсекретарь США Хиллари Клинтон на том же заседании громогласно заявила: "Улучшение отношений между Турцией и Арменией будет положительным шагом на пути установления стабильности и развития в регионе, и мы надеемся, что парламент Турции в ходе работы текущей сессии ратифицирует армяно-турецкие протоколы и нормализует отношения с Арменией. По ее словам, сокращение напряженности в отношениях с соседями и повышение стабильности как бы являются "рецептом для расширения роли и влияния" Турции.

Немаловажно отметить также, что новоизбранный генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер в интервью турецкому изданию Today's Zaman 1 ноября, подчеркнув важность роли Турции в регионе и сделав акцент на том факте, что Турция граничит с обеими странами, призвал ее "создать условия для развития диалога" между Азербайджаном и Арменией с целью разрешения нагорно-карабахского конфликта.

Собственно, все это свидетельствует о повышении давления на Турцию, причем, как из Москвы, так и из западных центров силы. Дело в том, что Армения без проблем проносит эти протоколы по инстанциям на фоне того, что Турция на определенном этапе сделала шаг назад и застопорила процесс. Очевидно, что в настоящем Турция является тормозом в деле установления регионального сотрудничества из-за боязни испортить отношения с Азербайджаном (что также немаловажный резон).