Гамлет Мкртчян: Членство Азербайджана в Совбезе ООН - зеркало армянской дипломатии
Москва, 1 ноября, 2011, 22:56 — ИА Регнум. Азербайджанские и армянские СМИ в последнее время часто обращаются к теме избрания Азербайджана непостоянным членом
Однако при более пристальном рассмотрении казалось бы диаметрально противоположных комментариев этого политического события можно выяснить любопытные закономерности, хотя бы по части наличия степени демократизации и плюрализма, если не каждого из государств, то, по крайней мере, наиболее политизированных слоев этих стран. То бишь, насколько широк и многообразен спектр экспертных оценок - как по отношению к официальной точке зрения каждой из сторон, так и в сравнении с "заочными" коллегами-оппонентами.
Для начала напомним. Как уже сообщало ИА REGNUM, в Генеральной Ассамблее ООН состоялось голосование по выборам последнего непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2012-2013 гг. от восточноевропейских стран. На голосование были выдвинуты кандидатуры Словении и Азербайджана. В ходе первого раунда голосования 24 октября Азербайджан набрал 116 голосов, а Словения - 77. Поскольку ни одна из сторон не набрала необходимые 129 голосов, был назначен новый раунд голосования. Однако, как позже заявил министр иностранных дел Словении Самуэль Збогар, представляемая им страна отозвала свою кандидатуру. Таким образом, в ходе последнего голосования, оставшийся без конкурентов Азербайджан стал непостоянным членом Совета безопасности ООН. За Азербайджан проголосовали 155 стран, 24 страны воздержались, 13 по-прежнему проголосовали за снявшую свою кандидатуру Словению.
Как и следовало ожидать, радужный тон последующих выступлений по этому поводу с азербайджанской стороны предопределил заявление президента Азербайджана
В полном соответствии с "табелью о рангах" заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана
Впрочем, в тот же день, но уже выступая перед членами Кабинета министров, Алиев отметил и про захватническую политику Армении против Азербайджана, и про невозможность Еревана конкурировать с Баку на дипломатической арене. Напомнил он и про то, что "Армения отозвала свою кандидатуру очень тихо, чтобы об этом позоре не узнали много людей, много стран".
По словам же Гасанова, статус непостоянного члена в Совбезе ООН позволит Азербайджану в первую очередь внести в повестку вопрос территориальной целостности. "Территориальная целостность Азербайджана в течение многих лет не восстановлена, в стране более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Невозможность возвращения этих людей в свои дома превратилась в основную проблему в международном масштабе. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт при посредничестве Минской группы
Вряд ли можно предполагать, что подобное расширение комментного поля и "перестановка сигнальных флажков" произошли исключительно по личному почину завотделом администрации президента. Как бы то ни было, но в позиции официального Баку возникло некое противоречие, поскольку до этого оптимистичного прогноза глава МИД Азербайджана
В этом же духе, но уже 29 октября высказался председатель партии "Айдынлар" Гуламгусейн Алибейли в интервью азербайджанскому изданию, который заметил, членство в СБ ООН может принести стране определенные политические дивиденды. "Естественно, будучи членом такой структуры, Азербайджан может высказывать отношение к протекающим в мире процессам с более высокой трибуны, участвовать в принятии тех или иных решений. Можно думать, что все проблемы Азербайджана таким образом решатся, но я против того, чтобы все связывать с этим событием", - отметил Алибейли. Он также добавил, что СБ ООН принимал несколько резолюций по урегулированию карабахского конфликта и поручил решение этого вопроса Минской группе ОБСЕ.
"Возвращение оккупированных Арменией земель не зависит только от Минской группы и Азербайджана. С этой точки зрения, не думаю, что избрание Азербайджана членом этой организации является тем фактором, который сможет оказать влияние на урегулирование нагорно-карабахского конфликта", - подчеркнул политик.
В целом же, за этими редкими исключениями, комментарии и мнения данному поводу пребывали в дискурсе высказываний, прозвучавших из президентского дворца - с императивным акцентированием карабахской проблемы. В частности, депутат Милли Меджлиса, политолог
По мнению депутат Милли Меджлиса Ганиры Пашаевой, это - дипломатическая победа, которая откроет перед Азербайджаном новые возможности. "Членство дает Азербайджану право непосредственно включать в повестку СБ ООН вопрос о нарушении территориальной целостности, дает Азербайджану возможность непосредственно выносить на повестку дня Совета вопрос о невыполнении резолюций, принятых СБ ООН. Тем самым Совет будет уделять больше внимания этому вопросу", - сказала депутат.
В свою очередь, исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан", депутат Милли Меджлиса
Свою солидарность оценкам и комментариям азербайджанских политиков и депутатов по этому поводу высказал также ведущий эксперт Фонда "Наследие" по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики
Самое парадоксальное, что даже спустя неделю и более того после избрания Азербайджана в Совбез ООН, ни само событие, так или иначе затрагивающее внешнеполитические интересы Армении, особенно с учетом того, что официальный Ереван 10 лет назад сам претендовал на это же место и именно на "вакантный период" 2012-2013 гг., ни хотя бы парад нелицеприятных оценок в адрес армянской дипломатии - все это не удостоилось адекватной оценки как президентского дворца, так отечественного МИД-а и других госструктур.
В отличие от официальных лиц и ведомств, которым вроде бы конституционно положено реагировать на то, что непосредственно связано с безопасностью государства и нации, для многих политологов и экспертов вопрос послужил темой для обсуждения. Кстати, проблема с "заговором молчания" по этому же вопросу возникает не в первый раз. В начале мая, например, как сообщили Trend в ООН, Армения отозвала свою кандидатуру на место непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2012-2013 годы. Согласно источнику, учитывая тот факт, что Азербайджан также примет участие в этих выборах, "решение Армении, безусловно, расценивается как признание поражения".
Ереван не ответил на этот оскорбительный выпад, но в армянских СМИ появились сообщения о том, что Армения и не намеревалась бороться за место "под солнцем" СБ ООН. Новый "разоблачительный удар" последовал 21 мая, когда постоянный представитель Азербайджана при ООН, посол Акшин Мехтиев в интервью агентству АзерТАдж отметил, что сообщения СМИ Армении со ссылкой на официальные источники о том, "что якобы Армения не выдвигала свою кандидатуру на этих выборах и вообще, у нее не было таких намерений, противоречат фактам и вызывают только удивление". По словам дипломата, истина заключается в том, что "постоянный представитель Армении при ООН официально заявил, что Армения отзывает свою кандидатуру с выборов, проводимых в 2011 году, и выставляет на выборы, которые состоятся в 2031 году для избрания непостоянных членов Совета безопасности ООН на 2032-2033 гг.". То есть постпред Азербайджана громогласно уличил армянских дипломатов во лжи, но вновь все обошлось "втихую"- как для обвинителя, так и для обвиняемых.
Более того, постпред Азербайджана утверждал: "Безусловно, руководство Армении, осознавая, что ее попытки быть избранной в непостоянные члены Совета безопасности ООН потерпят фиаско, вынесло решение отозвать кандидатуру. Публикации в последние дни в армянской печати противоречивых материалов, преследуют цель скрыть от своего народа неудачи внешней политики официального Еревана".
Возможно, и есть доля истины в словах председателя армянской общественной организации "Европейская интеграция", политолога Карена Бекаряна, который заявил 30 октября в передаче телекомпании Еркир Медиа о том, что "при посредничестве Франции в европейском сообществе решили на голосовании в ООН совместно поддержать кандидатуру Словении". "Следовательно, попытка Армении выставить свою кандидатуру привела бы к серьезным проблемам внутри евросообщества, поскольку мы бы разделили голоса. Естественно, это было нецелесообразно", - отметил политолог. Возможно в этом скрыта и вся истина, однако, следовательно, все бонусы по точности политического анализа следует приписать квалификации аналитика, но никак не дипломатов, которые хранят гордое молчание, даже когда их обвиняют во лжи.
Но с той же уверенностью можно утверждать, что правомочна позиция эксперта фонда "Сивилитас" Татула Акопяна, который заявил:"Неправильно оценив ситуацию и сделав неправильные расчеты, Армения 3 месяца назад сняла свою кандидатуру в выборах, тем самым совершив грубую ошибку". При участии Армении в выборах, по его мнению, учитывая наличие конфликта между сторонами, не было бы дано предпочтение ни Азербайджану ни Армении, тем более, "что трое из постоянных членов Совбеза ООН являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ", занимающейся урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Как утверждал Акопян, Армения, не стала бы непостоянным членом СБ ООН, но и Азербайджан лишился бы многих голосов. "В этом вопросе Армения, фактически, упустила из рук поддержку России", - отметил эксперт и констатировал - "а ведь Россия и Турция лоббировали интересы Азербайджана во время голосования, в то время, как
В целом солидарен с подобной оценкой отечественного внешнеполитического ведомства член-корреспондент
Комментируя избрание Азербайджана в Совет Безопасности ООН, ученый-аналитик заметил, что азербайджанская дипломатия постарается максимально эффективно использовать эту трибуну в выгодном для себя свете, но возможно при этом попросту надоест своими заявлениями, чем и окончательно себя дискредитирует. "Однако не стоит пассивно ожидать подобного финала, поскольку отсутствие активности в некоторых вопросах может оказать стимулирующее воздействие на противника", - сказал Манасян.
Директор Центра региональных исследований, политолог
Как убежден руководитель Армянского центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ), политолог Манвел Саркисян, избрание Азербайджана должно стать для Армении значимым явлением, хотя бы по той простой причине, что это затрагивает карабахскую проблему. Руководитель АЦСНИ считает, что пропагандистский смысл имеет для официального Баку существенное значение, тогда как в позиции Армении по этому вопросу нет ясности и определенности. Для него совершенно непонятно, почему Армения пытается затушевать и не показывать свое присутствие на международной арене.
"Не знаю, может быть, в связи с этим событием еще последуют какие-то официальные заявления. Интересно будет посмотреть, как отреагируют власти нашей страны. Неужели непонятно, что на карабахский процесс может повлиять все. Даже то, что Азербайджан нашел еще одну площадку для пропаганды и агитации. В пропагандистской войне не придавать этому значение - неправильно. Конечно, это не самые ключевые моменты в карабахском процессе, но в любом вопросе касательно Нагорного Карабаха надо бороться до конца", - подчеркнул Саркисян.
Замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян полагает, что Армении вряд ли стоит опасаться каких-либо особых угроз в результате пребывания Азербайджана в составе СБ ООН, поскольку, даже без применения права вето, официальный Баку для принятия решения должен заручиться поддержкой двух третей от общего числа членов СБ. "В принципе, через 2 года в Азербайджане также поймут, что возможно для уязвленного самолюбия это была достаточно убедительная и приятная возможность, но в реальном плане у Азербайджана будет тот же самый итог, который есть сегодня. Что дал как Азербайджану, так и Турции достаточно широко разрекламированный ими же факт пребывания на посту председателя Парламентской ассамблеи
"Да, возможно, это и результат дипломатического упущения Армении, нужно было вести активное антиазербайджанское лоббирование, но я не вижу в этом угрозы", - заявил на пресс-конференции 27 октября экс-замминистра обороны Армении, член Центрального управления Социал-демократической партии Гнчакян (
Вероятно, после анализа выступлений и совершенно четко обозначившихся закономерностей, по крайней мере, в отношении армянской дипломатии, впору бы продолжить "молитвенный настрой" - Слава Господу, что в выполнении трех основных направлений внешней политики Армении участие МИД этой страны не стало доминирующим.
Гамлет Мкртчян - политический комментатор (Ереван)