Провокация, коей является одна из самых крупных наземных операций Турции против курдских боевиков за последние годы, и активизация, так называемой, Рабочей партии Курдистана, выявили трудности, с которыми сейчас сталкивается Турция при формировании внешней политики, основанной на ее амбициозной региональной стратегии "ноль проблем с соседями", - говорится в статье Джуди Демпси, опубликованной в американском издании New York Times.

Автор обращает внимание на тот факт, что, когда бойцы запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) убили 24 турецких солдат в восточной провинции Хаккари, турецкий премьер-министр, "Реджеп Тайип Эрдоган немедленно приказал отправить в Ирак 10 000 солдат". "Такая операция даст результат", - цитирует главу турецкого правительства в своей статье Демпси.

Он также приводит слова председателя стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований Шинана Юлгена: "Стратегия "ноль проблем" - на практике имеет дело с диктаторскими режимами. Поэтому "арабская весна" показала основные недостатки этой политики. Политика "ноль проблем" была слишком оптимистичной и даже наивной. Эти сложные проблемы так легко не решить. "Возможно, Турция сейчас расплачивается за запоздалую политику по защите прав человека в регионе, реализация которой наиболее заметна в Сирии и Иране. Анкара кричит о том, что, за РПК стоят эти страны. Сирия и Иран обвиняются в поддержке РПК с начала 1984 года, когда РПК начал свою борьбу с турецким государством с целью добиться автономии для 20-миллионного курдского населения Турции ", - пишет издание.

Как утверждает автор, правящая в Турции с 2002 года партия Эрдогана "Справедливость и развитие" стала вести внешнюю политику, направленную на "переориентацию роли государства в неспокойном регионе Кавказа и Среднего Востока". А политика "ноль проблем", по мнению автора статьи, была сформулирована министром иностранных дел страны Ахметом Давутоглу для того, чтобы создать крепкие экономические, политические и социальные связи с ближайшими соседями.

"На практике эта политика означала отход Анкары от традиционной зависимости от США и военных связей с Израилем к региональной стратегии, направленной на то, чтобы Турция стала главным игроком в регионе",- пишет New York Times. Автор констатирует: "Первым шагом было улучшение отношений с сирийским режимом. Права человека не сыграли никакой роли в отношениях между Дамаском и Анкарой, хотя последняя использовала этот аргумент в борьбе за права палестинцев. Ничего не вышло также и с инициативой по посредничеству между Израилем и Сирией по проблеме Голанских высот.

Успеха не удалось достичь из-за бомбардировок Израилем сектора Газа в 2008-2009 гг., что задело турецкую общественность и чрезмерную уверенность Анкары в своих дипломатических увертюрах. Были предприняты попытки также по решению иранской ядерной программы, которая, в частности, беспокоит Соединенные штаты. Однако иранскую инициативу Турции признали дипломатически неудачной. Что касается усилий по нормализации отношений с соседней Арменией, с которой дипломатические связи были разорваны в 1992 году, то политика "ноль проблем" также не оправдала надежд. После секретных переговоров в Швейцарии, в 2009 году был подписан протокол с надеждой на восстановление дипломатических отношений и открытие границ. В скором времени оттепель закончилась".

Власти Азербайджана, имеющие традиционные тесные связи с Турцией, по мнению Демпси, с самого начала опасались потерять рычаги воздействия на Армению, "если восстановление дипломатических отношений между Арменией и Турцией не будет связано с разрешением конфликта в Нагорном Карабахе". "Из-за условий, поставленных Азербайджаном, переговоры зашли в тупик. Вместо того, чтобы сохранить импульс даже с риском ослабления связей с Азербайджаном, г-н Эрдоган отступил",- пишет он, приводя слова специалиста по Кавказу Фонда Карнеги Тома де Ваала: "Турция не имеет возможности решения конфликта с Арменией. Турция захотела бежать прежде, чем она научилась ходить".

"С наступлением же "арабской весны" Турция, вдруг осознав, что есть серьезная опасность ее игнорирования новосоздающимися демократическими силами, из-за недостаточного внимания к правам человека в своей политике "ноль проблем", быстро изменила свою стратегию. Турция стала одной из первых стран, оказавших помощь повстанцам в Ливии, предоставив им $300 млн, и призвавших к отставке бывшего президента Египта Мубарака. Сейчас Турция открыто критикует сирийский режим, отношения с Ираном также напряжены", - говорится в статье американского издания. По мнению автора, Турции удастся завоевать уважение и поддержку в регионе только, если она будет проводить внешнюю политику, основанную на защите прав человека.