15 августа утром в Ростовскую область прибыл министр транспорта России Сергей Франк. Как стало известно ИА REGNUM, в аэропорту министра встречали губернатор Ростовской области Владимир Чуб, областной министр сельского хозяйства Вячеслав Василенко и министр транспорта РО Дживан Вартанян.

Однодневный визит министра транспорта России связан с осмотром 2-х объектов Ростовской области: Кочетовским гидроузлом, где начинается строительство новой пропускной нитки и Азовского порта, где госкомиссия принимает новый зерновой терминал. Оба проекта, в конечном итоге, нацелены на увеличение экспортного потенциала Ростовской области.

Сразу из аэропорта министр направился в Семикаракорский район, откуда на теплоходе запланирован его переезд к Кочетовскому гидроузлу.

Кочетовский гидроузел, построенный в 1919 году, расположен в районе станицы Кочетовской, в 178 км от устья Дона. В настоящее время состояние гидроузла стало препятствием для развития современного судоходства по реке Дон. Габариты судоходного шлюза гидроузла не позволяют проходит через него судам с полной загрузкой. Кроме того, физическое состояние шлюза специалистами оценивается как аварийное.

В настоящее время, в рамках реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010) на Кочетовском гидроузле начато строительство второй нитки судоходного шлюза. Ориентировочная стоимость строительства - 1 млрд 200 млн рублей. Данный проект осуществляется в рамках Программы сотрудничества РФ с ЕБРР на 2001-2004 годы и одобрен правительством РФ. Проект включен в Программу государственных внешних заимствований РФ.

Строительство второй ветки шлюза позволит осуществлять безопасный пропуск крупнотоннажных судов с полной загрузкой. Для обеспечения окупаемости нового проекта предполагается сделать платным проход по новой нитке, сохранив бесплатным прохождение по старой нитке гидроузла.

После осмотра Кочетовского гидроузла министр совершит 200 километровый переезд по Дону в Азов, где осмотрит Азовский портовый элеватор.

На строительство терминала Группа "Разгуляй-УКРРОС" в конце прошлого года взяла кредит в Российском Банке Развития в размере 158,5 млн рублей. Мощность терминала - до 1,5 млн тонн в год, емкость терминала - 35тыс тонн в год. Для хранения зерна построены 10 емкостей по 3,5 тыс тонн. У терминала 2 причальные стенки, принимать зерно можно как с железнодорожного, так и с автотранспорта. Терминал способен обслуживать суда класса "река - море" водоизмещением до 5 тысяч тонн. С июля 2003 по июль 2004 года зерновая компания "Разгуляй" планирует отправить через свой порт на экспорт не менее 1 млн тонн зерна.

Новый терминал стал не первым в числе уже имеющихся на Дону зерновых терминалов. Зерновые компании юга уже осознают недостаток транспортной инфраструктуры, зерновых терминалов, портовых хранилищ и активно стараются его восполнить. Так, агрохолдинг "Юг Руси" имеет свой терминал на левом берегу Дона, в районе Ростова. Зерновая компания "Астон" взяла кредит на строительство своего терминала в промзоне "Заречная".

По информации Минсельхоза РФ, 4 из 5 компаний, выигравших в августе этого года тендер на строительство портовых терминалов, это - либо ростовские, либо занимающиеся производственной деятельностью в Ростовской области компании: ЗАО "Юг Руси", АИК "Астон", "Разгуляй - УКРРОС", ПКФ "Братья".

Возникает, правда, опасение, что, в связи с неурожаем этого года, активное строительство приведет к недогрузке мощностей. Однако в целом зерновой бизнес является для юга России традиционным, поэтому именно зерновые компании выступают в роли "движущей силы", развивающей на Дону речное судоходство и портовые терминалы. Справка: Группа "Разгуляй - УКРРОС" (создана в 1992 году) объединяет 4 компании: сахарную, зерновую, птицеводческую и продовольственную, занимается производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции, работает в Северо-Западном, Центрально-Черноземном регионах, Верхнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, Южном Урале и в Западной Сибири.

В Ростовской области ООО "Разгуляй - Дон" учреждена зерновой компанией "Разгуляй" и осуществляет оперативное руководство 10 сельхозпредприятиями, в том числе тремя элеваторами, а также занимается авансированием сельхозпроизводителей РО и торгово-закупочной деятельностью на рынке зерновых и масличных культур.