Инцидент 19 октября на одном из участков ирано-азербайджанской границы с перестрелкой вызывает некоторые вопросы, считает армянский эксперт по региональным вопросам, политолог Сергей Шакарянц.

Эксперт отметил, что несоответствие первичной информации Госпогранслужбы Азербайджана о нарушении азербайджано-иранской границы на пограничной заставе близ села Аранлы Билясуварского района с реальным трагическим итогом иницидента, ставшим поводом для дипломатической ноты официального Тегерана, "поражает не меньше, чем недавно высказанное в Баку турецким министром по делам религии Мехметом Гермязом пожелание совершить намаз в мечети нагорно-карабахского города Шуши".

"Обратим внимание на факты из текста Госпогранслужбы, - сказал Шакарянц. - Оказывается, азербайджанские пограничники отлично видели, что предполагаемый нарушитель одет в камуфляжную форму. То есть вполне могли бы предположить, что это - их коллега пограничник из Ирана, то ли заблудившийся, то ли и впрямь с какими-то целями вышедший на сопредельную сторону". Связаться с коллегами для азербайджанских пограничников вряд ли составило много труда, но они предпочли просто остановить его, и после неподчинения приказу открыли огонь - явно на поражение. "Встаёт вопрос - на каком языке была отдана команда остановиться? - говорит Шакарянц. - Допустим, что азербайджанцы не знали фарси, но иранец, тем более пограничник на границе с Азербайджаном, явно мог знать тюркский. В любом случае, ещё предстоит выяснить, что скомандовали иранцу, и что он вообще понял, из-за чего предпочёл не подчиниться команде коллег и даже, если верить сведениям из Баку, чуть ли не в одиночку "попытался напасть на пограничный наряд" и так далее".

"Второй момент - явное несоответствие в том, как азербайджанская сторона и Иран преподносят мировой общественности результат инцидента. 20 октября Баку сообщает, что "нарушитель был ранен, на месте ему была оказана первая медицинская помощь, после чего его доставили в больницу", и иранская сторона была незамедлительно проинформирована об инциденте. То есть, из бакинской информации следует, что ранение не было смертельным, иранец нуждался в медпомощи и даже был транспортабелен, коль скоро его свезли в больницу. Однако 21 октября, как сообщил иранский источник İRİB News, посол Азербайджана в Иране Джаваншир Ахундов был вызван во МИД ИРИ, где ему была вручена нота протеста в связи с этим инцидентом и, как выясняется, убийством, а не ранением иранского пограничника. "Если в местности Аранлы иранец ещё был жив, то либо скончался от ранения по дороге в больницу, либо в самой больнице. Но в любом случае, встаёт вопрос, почему после обезвреживания предполагаемого нарушителя границы Азербайджан опять-таки не обратился к погранслужбе сопредельного государства - ведь после ранения точно было возможно установить, что перед азербайджанскими пограничниками именно их коллега из Ирана, а не рядовой сельчанин, почему-то решивший рискнуть своей жизнью. Иными словами, пока ясно одно - Тегеран считает, что имело место предумышленное убийство иранского военнослужащего, а не ранение во время задержания нарушителя границы, - уверен Шакарянц и заключает. - Однако и при этом в истории с данным инцидентом остаётся много тёмных пятен. Видимо, пролить свет на эту таинственное убийство могут помочь официальные комментарии Баку и Тегерана, тем более что после иранской ноты протеста Азербайджан должен дать членораздельный ответ".