В Мурманске состоялась презентация проекта CEEPRA по развитию сотрудничества между Норвегией, Финляндией и Россией
Москва, 17 октября, 2011, 22:12 — ИА Регнум. В Мурманске состоялась презентация проекта CEEPRA по развитию сотрудничества между Норвегией, Финляндией и Россией в области охраны окружающей среды и радиационным исследованиям Европейской Арктики.
Трехлетний проект, стоимостью в один миллион евро, финансируется программой приграничного сотрудничества Коларктик. В проекте участвуют финская Администрация по радиационной и ядерной безопасности (STUK), Государственное управление Норвегии по ядерной и радиационной безопасности (NRPA), Мурманский морской биологический институт (ММБИ), финский метеорологический институт.
"Не секрет, что на Кольском полуострове к 1990-м гг накопилось такое количество радиоактивных отходов, что Мурманская область стала "горячей экологической точкой" не только на карте России, но и мира, - рассказал заместитель министра Экономического развития Мурманской области
По словам директора ММБИ
Его цель - укрепить трансграничное сотрудничество между органами власти, ключевыми научно-исследовательскими организациями и заинтересованными сторонами, повысить общественную осведомленность в отношении общих проблем ядерной безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям, улучшить оценку риска потенциальных ядерных аварий, обеспечить полное представление о текущей ситуации, связанной с уровнем, источником и перемещением радионуклидов и радиоактивности в окружающей среде.
По словам заведующей лаборатории STUK в северной Финляндии Дины Солатие (Dina Solatie) проект будет охватывать исследования по нескольким направлениям. Так, в области изучения наземной и морской экосистемы Евроарктического региона радиоактивное загрязнение будет исследоваться путем изучения проб, собранных в финской Лапландии, Финнмарке и Тромсе Норвегии, на Кольском полуострове и в Баренцевом море. В результате будет получена обновленная информация о существующем уровне, путях распространения радиоактивных веществ в окружающей среде Арктики и пищевых цепях. Также будет возможность оценить источники радиоактивных веществ и риски в случае возможной аварии.
В области изучения атмосферы основное внимание будет уделяться моделированию атмосферных процессов и оценке распространения радионуклидов в случае аварии в Евроарктическом регионе с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.
В рамках проекта планируется моделирование сценариев двух ядерных аварий: на новой АЭС в Симо или Пюхяйоки (Финляндия) и авария на плавучей АЭС в Северном Ледовитом океане, к северу от Кольского полуострова. Будут оценены социальные последствия, последствия для туризма.
Говоря о так называемых "проблемных областях" представитель NRPA Анна Налбандян (Anna Nalbandyan) отметила, что в настоящий в момент в Баренцевом море отмечается общая тенденция к снижению содержания всех радиоактивных веществ в Баренцевом море. Она напомнила о том, что для осуществления совместного мониторинга Баренцева моря в 2012 году планируется Норвежско-Российская экспедиция. Среди потенциальных угроз представитель NRPA отметила норвежские исследовательские реакторы, иностранные АЭС и атомные суда, военные и гражданские ядерные установки на севере, хранилища для радиоактивных отходов, заводы по производству и обработке ядерного топлива, контрабанду радиоактивных веществ и угроза терактов с привлечением радиоактивных материалов.
На такой угрозе как перевозка отработавшего ядерного топлива и других радиоактивных материалов Анна Налбандян остановилась чуть подробнее. Она отметила, что обязательным условием таких перевозок должно являться оповещение всех стран, вдоль побережья которого проходит судно с ядерными материалами. Напомним, что в 2010 году норвежские власти были возмущены тем, что не были вовремя оповещены о ядерных транспортировках российского судна MCL Trader вдоль берегов Королевства. Тогда, в октябре 2010 года статс-секретарь норвежского МИДа Эрик Лахнстейн признал, что системы оповещения Норвегии о таких перевозках не было, и настаивал на необходимости заключения соглашения, чтобы иметь четкие представления о том, где и когда пройдет опасный груз.
Сейчас, по словам Анны Налбандян, ситуация изменилась, и российские власти ставят в известность норвежскую сторону о прохождении вдоль ее берегов судна с потенциально опасным грузом. "Тут все зависит от того, на каком расстоянии от норвежского берега проходит судно. От этого зависит обязано иностранное государство оповещать о нем или нет", - оговорилась представитель NRPA. По словам руководителя Беллоны-Мурманск