"Нам, российским армянам, очень больно за то, что в Армении складывается такая ситуация, когда многие вынуждены мигрировать из страны в поисках работы и лучшей жизни. Дома трех моих дядьев в городе Севане стоят "неживые" и пустые - с погасшими очагами. Они живут сейчас в России. Я, конечно же, материально помогаю моим братьям и племянникам в Армении, для которых устроиться хотя бы простыми рабочими - проблема. Но искренне желая им достойной жизни и добра, я не хочу, чтобы они покинули родину". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил член Союза журналистов России и Москвы, военный журналист, подполковник запаса Арам Хачатрян.

ИА REGNUM: А нет ли противоречия в подобной позиции - вы же живете в России и из относительно благополучного "далека" фактически советуете не покидать Армению? Кстати, подобные советы в последнее время все чаще раздаются не только из России, но и из США, Германии, Франции.

Возможно, в этом проявляется тревога за будущее Армении. Ведь из соседнего Азербайджана с большим вниманием следят за этим процессом и держат руку на пульсе. Поскольку это такой момент, когда лиса спит и ждет. Если же говорить лично обо мне, то я 25 лет прослужил в российской армии. В 17 лет уехал из города Севана - еще во времена "единого и нерушимого" Советского Союза, поступил в Ленинградское высшее политическое училище. Потом окончил Высшую политическую академию, а затем и Московскую высшую юридическую академию. Иными словами, трижды участник военной учебы. Был не только политработником, но и сотрудничал с военными изданиями.

ИА REGNUM: Вам как журналисту доводилось часто ездить по России, встречаться с соотечественниками? В связи с этим, какие главные проблемы и процессы вы бы отметили?

Конечно же, при встречах с друзьями-соотечественниками мы постоянно обращаемся к проблеме Нагорного Карабаха, говорим и о других тревожащих нас вопросах, связанных с Арменией. Проблемой номер один сегодня я бы назвал разобщенность армянской диаспоры как в Москве, где я живу, так и в других российских городах и регионах. Не так давно был в черноморском курортном городе - не хотелось бы называть его. Так там действует пять различных армянских организаций, которые никак не взаимодействуют друг с другом, если не хуже. Можно сказать, пять обособленных диаспор - абхазских армян, сочинских армян, карабахских армян, российских армян, армянских армян, наконец.

ИА REGNUM: Несколько трудно представить, что в подобной ситуации еще можно позволить себе такую "щедрость", как разобщенность.

Если же говорить о столичной палитре армянской диаспоры, то в нее входят, в частности, ахалкалакские армяне, грузинские армяне, гюмрийские или ленинаканские армяне, и можно смело перечислять по областям и регионам нашей немногочисленной страны. Есть, конечно, Союз армян России, армяно-российский союз и еще немало других организаций и обществ, программы которых в принципе дублируют одна другую. Вместе с тем существует масса таких организаций, цель которых получить деньги. Я встречал одного такого деятеля с дипломатом, в котором хранилась вся его организация - бланки, печати, реквизиты.

Он ежедневно направлял письма о своей несуществующей деятельности десяткам солидных армян, будучи уверенным, что 98% никак не отреагируют. Но весь расчет строился на одного-двух ответивших и сделавших солидные взносы. При всем многообразии различных диаспоральных организаций не было и нет единого информационного центра, к которому каждый армянин имел бы доступ и получал бы необходимую как для него, так и для Армении в целом - информации. Я побывал в нескольких организациях, побеседовал на эту тему, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

ИА REGNUM: Но насколько актуально для разобщенных общин информационное слово?

Более чем необходимо. Сегодня в России, согласно различным источникам, около 2-х миллионов армян. Правда, все они кучкуются отдельно. К сожалению, с каждым годом и даже месяцем сокращается слой московской армянской интеллигенции - уходят из жизни те, кто вполне могли бы служить примером для подражания. Приходит новая волна армян, целью которой является бизнес и только бизнес. Их, конечно же, можно понять, но и им надо напоминать, что есть Армения, есть армянские проблемы. Иначе, они будут продолжать вспоминать о родине лишь во время совместных застолий и красивых тостов. Не следует также забывать и о российском читателе.

ИА REGNUM: И о чем же вы хотите проинформировать именно российского читателя?

За последние два-три года не происходило мощного информационного сброса из Армении через российские СМИ, которым был характерен более ранний временной период. Вероятно, не только я один прекрасно понимаю, что медийное слово, прозвучавшее в России, зачастую действует сильнее, чем, скажем, танковый полк. В качестве примера обращусь к деятельности вашего издания - в связи с еще одним непростым и тревожащим вопросом, о котором хотелось бы обязательно упомянуть. В ИА REGNUM раз за разом появляются публикации на исторические темы, можно сказать, развернулась своеобразная дискуссия по обсуждению исторических фактов. Очень уважаю публициста и ученого Станислава Тарасова, который пишет про Карабах и приводит все новые и новые архивные данные, документальные факты. Но в это же время азербайджанские историки, в частности, Джамиль Гасанлы очень активно и солидными порциями выдают информацию за информацией, статью за статьей.

С армянской же стороны наблюдается некая инертность - сначала ответил один армянский историк, затем выступил с публикацией директор музея-института Геноцида армян Айк Демоян. Но он ответил, на мой взгляд, не как историк, а, скорее, как политолог. И все. Если армянские историки будут продолжать отмалчиваться, то при подобной активности азербайджанской стороны у российского читателя лет через пять сложится железобетонное представление о том, что, например, Ереванскую губернию Армении действительно подарил Азербайджан. Получается, что лишь Станислав Тарасов постоянно и противостоит, можно сказать, массированной атаке азербайджанской пропаганды. Между тем лет 10 назад армянские историки довольно активно выступали в российской печати. Где же они сегодня? Понятно, что официальный Баку огромные суммы тратит на информационную войну, на создание нужного политического имиджа и соответствующего общественного мнения. Но именно поэтому и крайне необходимо создание единого инфоцентра, который будет противостоять подобным атакам и в какой-то мере - способствовать объединению диаспоры.

ИА REGNUM: А какие еще инициативы, на ваш взгляд, могли бы стимулировать сплочение диаспоры?

Мы в Химках открыли воскресную школу. Программу финансирует предприниматель Камо Гамбарян. Но после открытия выяснилось, что всего два десятка армянских семей пожелали, чтобы их дети учились в воскресной школе, то есть всего раз в неделю получали знания по родному языку, истории и культуре. Здесь же собираемся строить армянскую церковь, поскольку ее роль в объединении диаспоры непреходяща. Я лично встречался с предводителем Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, архиепископом Езрасом Нерсисяном.

Раз беседуем о диаспоре, то хотел бы заметить, что с удивлением узнал о существовании в Армении Министерства по диаспоре, поскольку о нем вообще ничего не слышно и не видно. Понимаю, что они могут представлять какие-то отчеты. Когда-то был заместителем командира полка по воспитательной работе, знаю, что в иных вопросах главное - отчетность. Можно такую прекраснодушную отчетность составить, что мало не покажется. Но этот отчет ничего не стоит, если не решен хотя бы один вопрос.

Беседовал Валерий Гаспарян