Весь мир включился в процесс освоения и развития солнечной энергетики, а в Министерстве энергетики Армении эту проблему сочли преждевременной. Вопросы гелиофикации страны исключены из государственной концепции развития энергетики - по инициативе заместителя председателя Комиссии по регулированию общественных услуг Николая Григоряна. Истинная же причина противостояния развитию перспективной сферы солнечной энергетики на разных министерских и межведомственных уровнях - критика в адрес правительства и премьер-министра за пассивную позицию и преступное равнодушие в этом вопросе.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 11 октября на встрече с журналистами автор программы гелиофикации в Армении, доктор технических наук Ваан Амазаспян.

По его словам, в случае гелиофикации Армении и Карабаха потребление газа снизится на 30 процентов, что практически станет ощутимым ударом по тем организациям и отдельным личностям, которые "заняты бизнесом газа".

Как добавил ученый, "снизится также расход электроэнергии, что, по мнению некоторых идеологов, нанесет вред идее строительства новой атомной станции". Он отметил, что логика придерживающихся этой "эгоистичной и межведомственной точке зрения" высокопоставленных чиновников заключается в следующем: "Армения сегодня имеет излишек вырабатываемой энергии, поскольку внутренний рынок небольшой, а экспорта нет. А гелиофикация еще более сократит этот рынок. В этом случае необходимость в АЭС отпадет". Сам Амазаспян придерживается противоположной позиции и считает, что развитие гелиопромышленности в стране даст толчок развитию всего промышленного сектора, что приведет к увеличению потребления электроэнергии, а значит, необходимость в строительстве новой АЭС возрастет. В качестве убедительных аргументов он привел примеры Азербайджана, Турции, Израиля и других стран.

"Если обратимся к Турции, то страна практически гелиофицирована. Все, кто побывал в регионе исторической Западной Армении (Восточная Анатолия - ИА REGNUM), возвратившись, говорят о том, что на крышах многих домов и зданий установлены солнечные батареи, посредством которых жители получают горячую воду. При помощи массового применения солнечной техники Турция существенно снизила свою энергетическую зависимость от внешних источников. Но это не мешает Турции представить заявку на строительство 6 АЭС", - указал доктор технических наук. Он также отметил, что Азербайджан включил в планы получение 10% от всей вырабатываемой в республике энергии посредством гелиофикации. "И это при том, что в Азербайджане есть большие запасы нефти", - подчеркнул Амазаспян.

Как он сообщил, почти 20 лет назад - в начале 90-х известный в мире ученый, академик НАН Армении Парис Геруни и он, независимо друг от друга, нашли один из вариантов решения проблемы развития в Армении новой сферы, у которой есть перспектива в будущем и в мире. В дальнейшем, по словам Амазаспяна, ученые провели разделение труда - Парис Геруни, а в настоящее время его сын - Ваагн Геруни занимались разработкой солнечных станций и программой "Арев" ("Солнце"), а он - проектированием и изготовлением так называемых индивидуальных гелиосистем.

В частности, как объяснил он, планируется открыть в Спитаке (город в Лорийской области Армении, расположен в 101 км. от Еревана - ИА REGNUM) завод по серийному производству гелиотехнического оборудования и комбинированных индивидуальных систем, который ежедневно будет выпускать по 1 тысяче комплектов гелиосистем.

"Мы и деньги нашли. Михаил Горбачев, который возглавляет Международную организацию Зеленый крест - экологический аналог Красного Креста, согласен выделить $8 млн. Собственник территории лифтового завода Максим Акопян выразил согласие на создание совместного предприятия", - проинформировал автор программы.

Как он добавил, в настоящее время мировой рынок гелиосистем составляет порядка $40 трлн, а международные цены на гелиосистемы колеблются в районе $500-1200 за 1 кВт, тогда как отечественные устройства будут стоить $80-120 за 1 кВт.

"То есть наша продукция будет конкурентоспособной и по цене, и по качеству. Мне показывали сделанные в разных странах разработки. В частности, продукция Израиля очень похожа на созданную мной еще в 1993 году модель, можно сказать, ее копия. Иными словами, мы как минимум на 10 лет опережаем их, поскольку за эти годы появились новые разработки, модели которых я уже более публично не представляю", - заметил специалист.

Все бы хорошо и идеально, однако, по словам Амазаспяна, в настоящее время, когда завершены все научные разработки и переговоры, а необходимо лишь содействие властей для пуска производства, вдруг выясняется, что "сверху не разрешают".

"Но с какого такого "верха" понять нет возможности. Конкретно у меня ничего нет против премьер-министра Тиграна Саркисяна - умный, кандидат экономических наук, интеллигентный. Но по ситуации на сегодняшний день он упускает реальный шанс развить отрасль и решить тем самым ряд проблем. Я этого не могу простить нашему премьеру. Отмечу лишь, что критика премьера направлена не против конкретной личности, а для меня - это некий обобщающий образ всех министерств и министров", - обобщил ученый.

В числе конкретных примеров "обобщающего министерского противодействия" он отметил полученное из Министерства энергетики и природных ресурсов официальное, но "удивительное письмо без подписи", в котором утверждалось, что "в целях энергетической безопасности Армении солнечная энергия представляется преждевременной".

В качестве следующего подобного шага межведомственной "солидарности" он назвал решение министра образования и науки Армена Ашотяна, который официально уведомил Амазаспяна о том, что гелиополигон, который располагался на территории школы в Абовяне, должен быть закрыт.

"В 2008 году у меня была встреча с президентом страны Сержем Саргсяном, во время которой я объяснил, что наша основная проблема - вопрос подготовки кадров. Предыдущие министры были согласны с этим, однако новый министр выступает против. Ему это не нужно. Но это необходимо нашим будущим поколениям", - сказал Амазаспян.

Совершенно не укладывающимся в логику государственного управления страной стал для ученого факт исключения гелиофикации из концепции развития энергетики Армении. Инициатором исключения из программы этого пункта, по его словам, был заместитель председателя Комиссии по регулированию общественных услуг Николай Григорян.

По его утверждению, существующее в госаппарате на среднем уровне большое сопротивление личного характера наносит существенный вред глобальным государственным интересам. "Я не думаю, что, например, секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян, или же президент страны Серж Саргсян имеют столько времени, чтобы вникать в особенности концепции энергетических систем. Есть специалисты, которым они доверяют, которые и представляют лишь то, что для них представляет интерес. Им абсолютно нет дела до позиции Геруни и Амазаспяна, которые вынуждены партизанскими методами делать то, что обязаны выполнять министерства по предназначению, за что и получают зарплату чиновники", - заявил ученый.

Поэтому он решил публично и при помощи СМИ выступить с адресованным правительству предложением - создать совет по гелиофикации, в который войдут как Ваан Амазаспян и Ваагн Геруни, так и все те чиновники и ученые, которых посчитает нужным представить премьер-министр. "И пусть они попробуют нам доказать, в чем же уязвим и слаб наш проект развития гелиофикации в Армении" - заключил Амазаспян.