Первый заместитель председателя правительства России, председатель наблюдательного совета Росатома Игорь Шувалов считает правильным, что атомная госкорпорация, несмотря на репутационные риски, открывает для общественности свои данные о результатах борьбы с коррупцией. "Это важно, что железным правилом в Росатоме является не укрывательство и не защита чести мундира, а выявление нарушений и представление обществу таких сведений. То, что в Росатоме вы не скрываете информацию о выявленных нарушениях, передаете материалы в правоохранительные органы, а также делаете это достоянием общественности правильно, именно так и следует продолжать эту важную работу", - приводит пресс-служба атомной госкорпорации слова Шувалова на заседании набсовета. С 2008 по 2011 год в Росатоме была создана многоуровневая система противодействия коррупции, которая включает в себя внутренний контроль и аудит, контроль за соблюдением единого стандарта закупок и арбитраж, а также мероприятия по профилактике и предотвращению экономических преступлений. В сообщении отмечается, что за прошедшие три года "количество фактов распоряжения имуществом без согласия собственника сократилось в шесть раз, количество действий, совершенных в интересах третьих лиц - в 8,5 раз, совершение сделок с заинтересованностью снизилось в 4,5 раза".

Внедрение прозрачной системы закупок позволило Росатому в 2010 году достичь экономии 19,7 миллиарда рублей, а за первое полугодие 2011 года - 11,6 миллиарда рублей. За последние годы к ответственности было привлечено 48 руководителей предприятий госкорпорации, уволено 12 директоров компаний. В сообщении пресс-службы отмечается, что эти данные воспринимаются общественностью неоднозначно. "Передача материалов по итогам контрольных и проверочных мероприятий в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (12) также становится чувствительной информацией для общественного мнения", - отмечает пресс-служба. На сегодняшний день в системе противодействия коррупции работают 357 контролеров как в центральном аппарате Росатома, так и на предприятиях отрасли. В 2007 году в Федеральном агентстве по атомной энергии в штате числилось семь контролеров.

"Открытость ГК "Росатом" в борьбе с коррупцией, безусловно, правильный шаг со стороны госкорпорации, - заявил заведующий сектором экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев. - Открытость и создание внутри компании систем противодействия коррупции, как показывает зарубежная практика, являются достаточно эффективными шагами. С одной стороны, это позволяет привлечь внимание общества к этой проблеме, показать, что с ней можно бороться (в эффективности такой борьбы многие россияне в последние годы разочаровались), с другой - сам факт общественной огласки является дополнительным стимулом для менеджеров госкорпорации "оставаться в рамках" и не лоббировать собственные интересы в ущерб компании. Как результат, именно ГК "Росатом" в последние годы показывает наиболее высокие темпы роста эффективности производства, опережая по этому показателю не только другие госкомпании, но и большинство крупных частных предприятий. В условиях, когда большинство госпредприятий (от крупных госкомпаний до МУПов) остаются крайне неэффективными (в том числе и из-за высокой коррупционной составляющей), пример ГК "Росатом" показывает, куда нужно двигаться. Ведь открытость и системность противодействия коррупции позволяет не только раскрывать совершенные махинации, но и пресекать совершение противоправных действий в зародыше. Как результат, ГК "Росатом" в последние годы удалось избежать крупных коррупционных скандалов, сотрясавших другие госкомпании".

"Репутационные риски, связанные с раскрытием информации о коррупции внутри компании, конечно, существуют, но, как показывает опыт (как российский, так и международный), они гораздо меньше ущерба, который получает компания, когда акционеры и инвесторы узнают о проблемах в компании не от ее менеджмента, а от журналистов, представителей других компаний и т.д. Ведь в этом случае и инвесторы, и партнеры (особенно зарубежные) получают достаточно четкий сигнал и многие из них не захотят иметь в дальнейшем каких-либо деловых отношений с такой компанией", - отметил он.

"Сегодня, на примере государственной корпорации Росатом, мы наблюдаем уникальную для России многоуровневую систему противодействия коррупции, - заявил аналитик ИГ "Энергокапитал" Александр Игнатюк. - Сразу хотелось бы заострить внимание на понятии "противодействие", который, в данном конкретном случае, можно назвать антиподом "борьбы" с коррупцией. Компания не только занимается выявлением действий, связанных с целенаправленным умышленным нецелевым использованием средств (то, о чем мы обычно говорим, когда упоминаем "борьбу" с коррупцией), но на системной основе пресекает даже потенциальную возможность таких действий как умышленных, так и допущенных вследствие халатного отношения к своим полномочиям чиновников и менеджеров".

"Кроме того, стоит отметить, что Росатом не боится говорить о результатах работы такой системы, причем, русская традиция говорить "если мы запустили какую-то концептуально новую систему, то никакой коррупции у нас в принципе быть не может" в случае с атомной корпорацией не применима - например, увеличение числа проводимых проверочных мероприятий с 32 проверок в 2008 г. до 274 проверок в 2011 г. привело к привлечению к ответственности 48 руководителей предприятий и увольнению 12 директоров компаний, - отметил он. - Поражает также эффективность работы контролеров компании - в центральном аппарате и на предприятиях отрасли работают 357 контролеров (для справки - 7 в 2007 г.), действия которых помогли съэкономить в 2010 г. 19,7 млрд. руб., а за I пг. 2011 г. увеличить эту сумму еще на 11,6 млрд. руб., т.е., если говорить экономическим языком, речь идет о выработке 55,2 млн. руб. в год на одного контролера. Довольно странно слышать, о "некоторых репутационных рисках", которые Росатом несет вследствие столь громких заявлений о результатах борьбы с коррупцией. Как нам кажется, конечно это все лишь с точки зрения эксперта по инвестициям, явные результаты борьбы с противоправными действиями ведут к снижению инвестиционных рисков для государства, для партнеров корпорации, да и снижению страновых рисков России в целом".

"С нашей точки зрения, если бы другие госкорпорации использовали такие же механизмы борьбы с коррупцией, то мы бы говорили не о "репутационных рисках", а просто через 3-5 лет забыли о таком понятии как коррупция в системе государственной собственности, - считает Игнатюк. - Другими словами, абсолютно верно выразился в своей речи Игорь Шувалов (председатель наблюдательного совета Росатома): "Это важно, что железным правилом в Росатоме является не укрывательство и не защита чести мундира, а выявление нарушений и представление обществу таких сведений. То, что в Росатоме вы не скрываете информацию о выявленных нарушениях, передаете материалы в правоохранительные органы, а также делаете это достоянием общественности правильно, именно так и следует продолжать эту важную работу". Да, собственно, хотелось бы добавить, что честным можно считать именно тот мундир, под которым не скрывается не только коррупционер, но и информация о его наличии.