В связи с предстоящим 30 сентября митингом оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) его координатор Левон Зурабян сообщил, что на прошедшем политсовете АНК было решено принять на митинге "окончательное решение" относительно замороженного диалога с властями. Зурабян намекнул, что это решение, скорее всего, будет негативным, поскольку "диалог можно считать проваленным". В этой связи конгресс надеется вновь усилить давление на власть, последовательно увеличивая число своих сторонников на митингах.

Проблема, однако, не только в том, что, как не без сарказма заметил один из местных наблюдателей, "народ ведь не собака, чтобы, когда хочешь, приказывать ему: "фу", а когда тебе нужно - отдавать команду "фас!". По существу, сегодня и планы АНК, и его требования относительно проведения внеочередных выборов отброшены на обочину внутриполитического мейнстрима. Главный вопрос, занимающий всех политиков и комментаторов - ситуация в России и ее возможное влияние на обстановку в республике. То, что российская "рокировка" практически никак не отразится на внешнеполитических приоритетах Еревана, убеждены все. Однако, как сказал бывший член знаменитого в конце 80-х гг. комитета "Карабах" Ашот Манучарян, важнейшей проблемой является, "кто здесь будет слугой России".

Речь идет о возможном возвращении в политику экс-президента Роберта Кочаряна, хотя сам Кочарян не делал никаких заявлений, свидетельствующих о подобных намерениях. Тем не менее, наблюдатели отмечают определенную активизацию сил и лиц, так или иначе связанных с Кочаряном. В первую очередь, речь идет об экс-министре иностранных дел, руководителе фонда "Сивилитас" Вардане Осканяне, который время от времени намекает, что подобное развитие событий не исключено. Значимым в этом отношении фактом называется приезд в Ереван по приглашению фонда "Сивилитас" бывшего посла США в Армении Джона Эванса, который, как утверждает интернет-издание "Первый Информационный", "был и остается в самых тесных отношениях с Робертом Кочаряном и его окружением".

Визит Эванса называют "не случайным", хотя сам дипломат подобную связь, разумеется, отрицает. "Почти очевидное решение Роберта Кочаряна вернуться в большую политику заставляет второго президента консолидировать свои связи в России, Европе и США. И визит Эванса преследует цель прозондировать американские настроения в случае возможного возвращения Кочаряна", пишет издание.

Кстати, сам Эванс достаточно прохладно оценил уровень существующей в республике демократии, дав ей лишь 2,6 балла по 10-балльной шкале. При этом Эванс отметил, что свернутая Вашингтоном в Армении программа помощи "Вызовы тысячелетия", которая стартовала 5 лет назад в его бытность послом, прекращена именно из-за недовольства американской стороны ее реализацией, в частности - регрессом в сфере "справедливого управления". Намек вполне понятен: пять лет назад президентом был Кочарян и, видимо, управление было более "справедливым".

В этой связи одна из местных газет со ссылкой на неназванный источник в администрации действующего президента Сержа Саргсяна утверждает, что возвращение Владимира Путина в Кремль вряд ли может способствовать реализации намерений Кочаряна стать премьер-министром. "Чиновник сказал, что, во-первых, не следует преувеличивать возможности Путина в Армении, а во-вторых, если бы для Путина было важным возвращение Кочаряна, то премьер России мог бы и ранее предпринять шаги в этом направлении, и никто в России не смог бы препятствовать его усилиям". Газета указывает, что, по мнению ее собеседника, "ажиотаж вокруг этой темы подогревается именно окружением Роберта Кочаряна, и команда Сержа Саргсяна оценивает это как заговор с целью превратить действующего президента в "английскую королеву".

"Заговор", однако, требует, как минимум, достаточного числа участников. И вот при анализе этого обстоятельства проявляются довольно пикантные моменты. "Титульная" оппозиция в лице АНК и ее лидера, первого президента Левона Тер-Петросяна категорически против возвращения Кочаряна в любом качестве. Комментарии (кстати, немногочисленные) представителей конгресса по данному вопросу можно свести к чеховской формулировке "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". Оппозиция считает, как пишет тот же "Первый Информационный", что поддержать Кочаряна готовы лишь "политические маргиналы, отвергнутые как Сержем Саргсяном, так и Левоном Тер-Петросяном". По словам председателя партии "Демократическая Родина", входящей в состав АНК, Петроса Макеяна, "руководство России не может не учесть мнение народа Армении. Путин отлично знает, что армянский народ не хочет видеть Роберта Кочаряна".

Совпадение подходов с анонимным представителем президентской администрации очевидно, но эти заклинания мало проясняют ситуацию, которая на самом деле выглядит несколько по-иному. Гипотетическое возвращение Кочаряна может состояться лишь при условии раскола в правящем лагере, причем речь идет не только о близкой ко второму президенту партии правящей коалиции "Процветающая Армения", пока всячески избегающей сколько-нибудь внятных комментариев. Куда более опасен для действующего президента раскол в правящей Республиканской партии Армении (РПА), лидером которой является Серж Саргсян. В этом контексте крайне знаменательно выглядит оговорка депутата от РПА Оганеса Саакяна. В ходе недавней пресс-конференции он неожиданно обмолвился: ""В Армении выбор делает народ, он и решит. Я лишь напомню слова Кочаряна: он сам объявит об этом, если решит вернуться в политику... Если Кочарян вернется - очень хорошо, а если нет, то что уж тут поделаешь?".

Не исключено, что подобного рода размышления все чаще посещают целый ряд депутатов, давнишних функционеров правящей партии и отдельных крупных предпринимателей, хорошо осознающих, что второй срок президентства Сержа Саргсяна будет сильно отличаться от первого, особенно в части кадровой политики. Ни президент, ни его близкое окружение не скрывают, что депутатский список РПА будет значительно обновлен, в нем не останется места некоторым известным бизнесменам, "авторитетам", которым молва приписывает полукриминальное прошлое, "бездумным нажимателям кнопок". Кстати, конкретные имена представителей "политического балласта" уже прямо называются в СМИ.

Обновление парламентских рядов неизбежно повлечет за собой и скорые ощутимые изменения в структурах исполнительной вертикали. Словом, произойдет "эффект домино" на всех этажах социальной лестницы, что означает для многих потерю насиженных мест, доходов, привычного статуса. Причем в той или иной степени коснется это практически всех сфер и структур, включая важные силовые и правоохранительные звенья. Более того - в полиции этот процесс уже начался, что выразилось в арестах некоторых высокопоставленных чинов, а в армии, по некоторым данным, вот-вот начнется. К примеру, муссируются слухи о скорой отставке начальника Генштаба ВС Юрия Хачатурова.

Между тем, необходимо учитывать, что многие нынешние сколько-нибудь видные фигуры политического поля и крупные чиновники "перешли по наследству" к Сержу Саргсяну от Роберта Кочаряна. Так что, если Кочарян действительно пожелает вернуться в политику (что, конечно же, отнюдь не факт), найдется немало людей, для которых это стало бы возможностью сохранить свои доходы и привилегии. Но именно поэтому избавление от старой команды и формирование собственной, а также поиск надежных политических союзников становится важнейшей задачей действующего президента в условиях начинающейся парламентской кампании.

Кстати, тот же экс-посол США в Ереване Эванс, комментируя московскую "рокировку", сказал: "Вы, армяне, как народ, играющий в шахматы, понимаете, что означает этот маневр. Для Америки, где никто, кроме Бобби Фишера, в шахматы не играет, этот маневр довольно странен". Возможно, для большинства в Армении, как, разумеется, и в самой России, упомянутый "маневр" и впрямь достаточно понятен. Однако он способен смешать некоторые фигуры на шахматной доске, с которой нередко сравнивают в Ереване местное политическое поле. Именно поэтому, а вовсе не в связи с ритуальными требованиями АНК о проведении внеочередных выборов, складывается ощущение, что партия приближается к эндшпилю.