Обсуждение на 66-ой Генеральной Ассамблее ООН (20-30 сентября) вопроса о признании Палестинского государства вскрыло парадоксальную ситуацию. Весьма странным образом мусульманские республики СНГ разделились в своей позиции по данному вопросу. Азербайджан и Казахстан, остающиеся, чуть ли ни единственными стратегическими партнерами Израиля в мусульманском мире, однозначно поддержали палестинцев. Те же страны Центральной Азии, которые не имеют особых отношений с Израилем, а некоторые из них поддерживают тесные связи с Ираном, не стали выступать на стороне единоверцев.

Как передает портал IzRus, Азербайджан и Казахстан отличаются от других мусульманских стран СНГ частотой визитов израильских официальных лиц, а также - "они же поставляют почти 90% нефти, потребляемой Израилем". Кроме того, согласно сообщению, Азербайджан является крупнейшим на постсоветском пространстве импортером военной продукции, производимой Еврейским государством. Несмотря на все это они, наравне с Россией, оказались единственными республиками бывшего СССР, активно поддержавшими обращение палестинцев в ООН.

В сообщении также отмечается: "Хотя это и не доставляет удовольствия израильтянам, позиция Баку и Астаны по данному вопросу вполне объяснима. Во-первых, на фоне общей эскалации между Израилем и мусульманским миром им необходимо "реабилитироваться" в глазах единоверцев за тесные связи с сионистами. Во-вторых, Азербайджан и Казахстан нуждаются в поддержке других мусульманских стран при реализации своих стратегических интересов. В случае Назарбаева, это - претензии на лидерство в Центральной Азии и роль связующего звена между Востоком и Западом. Для Алиева - противостояние, в том числе на международной арене, с Арменией из-за Нагорного Карабаха. И, в-третьих, обе эти бывшие советские республики связывают весьма непростые отношения с южными соседями - Турцией и Ираном. Лишний раз провоцировать Анкару и Тегеран казахам и азербайджанцам совсем ни к чему, тем более, речь идет о далеком израильско-палестинском конфликте, который напрямую не затрагивает их собственные интересы.

А вот с Туркменистаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, ситуация обстоит, куда сложнее. Ни одна из этих республик не имеет тесных отношений с Израилем. Зато Ашхабад и Душанбе являются стратегическими партнерами Тегерана в Центральной Азии (как, например, Ереван на Южном Кавказе). Но, несмотря на все это, перечисленные четыре республики СНГ не стали поддерживать палестинцев. Туркмены, киргизы и таджики ограничились весьма обтекаемыми и пространными формулировками. Узбеки, в свою очередь, вообще сделали вид, будто не заметили центральной темы нынешней сессии Генеральной Ассамблеи".

Как указывается в сообщении, "может показаться, что позиция, занятая странами Центральной Азии по палестинскому вопросу на Генассамблее ООН, лишена логики", но на самом деле это не так - "просто остался за кадром решающий фактор, под воздействием которого они заняли такую позицию".

"О закулисных причинах этого может подсказать депеша, направленная в Вашингтон 7 декабря 2007 года из посольства США в Ереване, и недавно преданная огласке интернет-ресурсом WikiLeaks. В документе содержится отчет о встрече временного поверенного Соединенных Штатов в Армении Джозефа Пенингтона с начальником управления международных организаций МИД этой республики Дзюник Агаджанян. Главная тема беседы - "предстоящее голосование по антиизраильской резолюции в Генеральной Ассамблее ООН". Американский дипломат просит официальный Ереван занять позицию, необходимую Вашингтону для его посреднических усилий в ближневосточном урегулировании. В свою очередь, Агаджанян напоминает, что в прошлом Армения уже выполняла "указания" США и воздерживалась от поддержки резолюций ООН, направленных против Израиля, хотя это негативно отражается на ее отношениях с арабским миром.

Показательно, что и на сей раз, выступая 23 сентября на Генассамблее, президент Серж Саркисян, как и глава узбекской дипломатии, ни разу не упомянул о палестинской проблеме. Как раз до и после его выступления США дважды объявляли о выделении финансовой помощи Армении. 17 сентября министр экономики этой республики Тигран Давтян и глава ереванского офиса Агентства международного развития США (USAID) Джатиндер Чима подписали документ о предоставлении американцами дополнительных $17 млн. по соглашениям, заключенным в прошлом году. А спустя несколько дней стало известно, что в 2012 США выделят Армении экономическую помощь еще на 40 млн. И, естественно, это было подкреплено согласованиями на политическом уровне. Глава МИД Эдвард Налбандян, сопровождавший своего президента в ходе поездки в Нью-Йорк, провел там консультации с заместителем Госсекретаря Уильямом Бернсом.

Такую же активность накануне и по ходу Генассамблеи американцы проявили и в отношении центральноазиатских республик", - говорится в сообщении.