Эксперт: Частные компании тоже не восторге от государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, 28 Сентября 2011, 18:46 — REGNUM  Начальник аналитического отдела инвестиционной компании БФА Денис Демин полагает, что команда нового губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко очень вовремя занялась аудитом крупных инвестиционных проектов, заявленных в Санкт-Петербурге при экс-губернаторе Валентине Матвиенко.

"Многие из этих проектов планировалось реализовать на принципах государственно-частного партнерства, - говорит Демин. - Назначенный недавно вице-губернатор Сергей Вязалов говорит о том, что город в договорах берет на себя слишком большие обязательства, но и частные инвесторы, насколько я знаю, не всегда с энтузиазмом относились к идее разделить с государством риски проектов с сомнительными бизнес-моделями. Именно поэтому, возможно, проект легкорельсового трамвая так и не заинтересовал инвесторов - проект-то не окупаемый! Найдется ли достаточно желающих платить за поездку на очень быстром трамвае от Московского вокзала на Пулковское шоссе - и не раз в месяц, когда надо улететь на самолете, а каждый день?! Скорее всего, нет, учитывая наличие множества транспортных альтернатив на этом маршруте. Значит, у частного инвестора нет заинтересованности вкладываться в такой проект. Если городская администрация считает, что это социально значимая история, тогда ей и придется вкладывать большую часть инвестиций и брать на себя риски проекта. Похожая история происходит с Орловским тоннелем. Инвесторы изначально говорили о сложностях с его окупаемостью, особенно после отказа от планов строительства "Охта-центра", который мог бы помочь обеспечить загрузку платному тоннелю, но Смольный настаивал на его необходимости. А теперь и у нового вице-губернатора возникли вопросы по значимости и обоснованности целого ряда подобных инвестпроектов.

ИА REGNUM: Но ведь новые мосты и тоннели под Невой все равно надо будет строить, потому что переправ явно не хватает! И аэропорт "Пулково" необходимо реконструировать в любом случае.

С Пулково все в порядке - это абсолютно просчитанный внятный проект, над которым работает ВТБ совместно с зарубежным "стратегом", и через несколько лет по немецкой технологии "Пулково-2" превратят в международный хаб. А что касается тоннелей и мостов, проекты надо просто пересчитать и вписать в рамки цельной стратегии транспортного развития. Это - нормальное желание новой команды, в том числе и с учетом того, что времена с точки зрения наполнения городского бюджета сейчас непростые. Приостановиться на несколько месяцев, все тщательно проанализировать, а затем вернуться к развитию города - вполне логично. А пока бюджетные деньги будут направляться на текущие, неотложные расходы, которых тоже немало: крыши текут, дороги надо доремонтировать, да и приближающиеся выборы требуют социальных трат.

ИА REGNUM: Если все-таки новые городские власти откажутся от принципов частно-государственного партнерства, где они возьмут деньги на развитие?

Государство всегда заинтересовано в привлечении инвесторов, и от ГЧП может отказаться только бизнес, если посчитает его условия для себя невыгодными, а проекты - неинтересными. Строить коммерческие проекты только на бюджетные деньги город точно не будет. Раздувание бюджета за счет размещения облигаций вряд ли рассматривается всерьез. Конечно, за последние 10 лет Санкт-Петербург фактически ушел с долгового рынка - размещение небольшого займа, которое происходит сейчас, можно считать скорее пробным шагом. Однако другие регионы занимали очень активно, и общий долг субъектов федерации на сегодня очень велик. Правительство очень хорошо осознает эту проблему и ее возможные последствия, поэтому на федеральном уровне новые региональные займы сейчас не поощряются. Вряд ли они будут поощряться и через полгода, когда пройдет череда выборов. Скорее всего, Смольному придется работать над увеличением доходной части бюджета и стараться "жить по средствам", сочетая разные формы заимствований и по возможности используя механизмы государственно-частного партнерства.

ИА REGNUM: Какие проекты вы считаете наиболее перспективными?

Известные на сегодня проекты я бы разделил на три части. Кольцевая автодорога, достройка ЗСД, Пулково - уже в большей степени реализованные, экономически целесообразные, нужные проекты. Девелоперские проекты - "Новая Голландия", "Апраксин двор" и некоторые другие помельче - зависят от заинтересованности в них конкретного инвестора, который руководствуется конъюнктурой рынка: есть уверенность в рынке недвижимости - проект будет реализован быстро, нет уверенности - все будет медленнее и побюджетней. Существенно повлиять на сроки реализации этих проектов Смольный, по большому счету, не может. И наконец, ЛРТ, Ново-Адмиралтейский мост, Дворец фестивалей на Васильевском острове и прочее - экономически неочевидные и не конца просчитанные идеи. Чтобы решить, нужно их реализовывать или нет, надо учитывать общую концепцию развития города. А у нас ее в настоящее время просто нет! Где у нас будет деловой район и будет ли вообще? Где зоны отдыха? Какая часть города признана историческим центром, в которой нельзя вообще ничего строить? Санкт-Петербург - это культурная столица или российский Детройт? Все смешалось, но, надеюсь, новые власти максимально прозрачно выработают внятную концепцию развития Санкт-Петербурга, затем прояснят градостроительную политику, после чего уже и станет возможным взвешенное решение по уже заявленным, а может быть и новым крупным инвестиционным проектам в разных сферах.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
Греф притворился инвалидом и попытался взять кредит в Сбербанке
NB!
03.12.16
Норвегия просит Трампа «занять позицию» в отношении России
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
В столице Ливии идут уличные бои
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта
NB!
02.12.16
Перспективы калининградского главы в свете чёрных списков АП РФ
NB!
02.12.16
Свой интерес в муниципалитетах: зачем губернатору Ставрополья ротации
NB!
02.12.16
Свой среди чужих: грозит ли отставка орловскому губернатору?
NB!
02.12.16
Цыплят по осени считают, у брянского губернатора пока — весна