В Костроме состоялся семинар "Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Белоруссии и России в контексте Болонского процесса"
Москва, 28 сентября, 2011, 12:58 — ИА Регнум. Проблемный семинар "Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Белоруссии и России в контексте Болонского процесса" прошел на базе Костромского государственного университета имени М.А.Некрасова. Экспертно-медийный тур в Кострому для представителей белорусской и российской высшей школы, а также журналистов двух стран организовал Постоянный Комитет Союзного государства Беларуси и России.
Как сообщили в оргкомитете мероприятия, Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова не случайно принимал в своих стенах участников этого мероприятия: семинар открывал работу традиционной международной недели "Диалог культур - культура диалога". Представители 29 регионов Российской Федерации и 16 стран зарубежья приехали в Кострому, чтобы поделиться с коллегами мнениями, почувствовать энергетику диалога. По мнению ректора Костромского университета Николая Рассадина, "и преподаватели, и студенты умеют ценить свою культуру и культуру страны своих гостей". При этом он отметил, что диалог педагогов и ученых России и Беларуси в вопросе продвижения образования, идеи гуманизма и педагогической профессии - актуальны как никогда. "К сожалению, приходится констатировать, что студенты все чаще выбирают педагогические специальности из-за возможности получить высшее образование, а потом уходят в смежную профессию. Дефицит профориентационной работы налицо", - констатировал он.
Обратила внимание на эту проблему и руководитель Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России
Возможность получить достойное образование - одно из основополагающих прав человека, высшая ценность, а гарантии реализации этого права - цель Союзного государства. "В Концепции социального развития Союзного государства образование признано важнейшими стратегическим ресурсом развития ", - было отмечено в приветствии. В то же время вступление в постиндустриальное, информационное общество, сложнейшие задачи трансформации союзной экономики ставят наши народы и государства перед необходимостью постоянного совершенствования сферы образования. И главной задачей остается требование не потерять накопленный потенциал, сберечь все лучшее в нашем образовании, не допустить снижения качества в подготовке специалистов. "Талант ученых и преподавателей, новые идеи и знания - вот тот фундамент, на который должна опираться модернизация высшей школы", - сказано в приветствии.
Так, на утверждении у председателя Высшего государственного совета Союзного государства
Основная дискуссия в ходе семинара развернулась вокруг доклада доктора философских наук, профессора, первого проректора Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова Михаила Вишневского, который рассказал коллегам из белорусских и российских вузов о задачах системной трансформации социально-гуманитарного образования в высших учебных заведениях Белоруссии и России, их соотнесенности с требованиями Болонского процесса. Как считает профессор, необходимость социально-гуманитарного образования в вузах и ее воспитательная значимость вряд ли могут быть оспорены. Однако вопрос заключается в том, насколько оптимальна ее нынешняя система (прежде всего в рамках первой ступени высшего образования), насколько она качественна и как ее улучшить. Социология, политология, идеология государства, основы права, права человека, философия, основы психологии и педагогики, этика, эстетика, религиоведение, логика, культурология - перечень обязательных или рекомендуемых для изучения в вузах дисциплин социально-гуманитарного блока свидетельствует о том, что нынешняя организация образования нацелена на достижение его энциклопедической полноты. Однако оптимальна ли такая модель? "Увы, но в большинстве случаев энциклопедичности знаний у студентов достичь не удается, а качество социально-гуманитарного образования в вузах остается низким", - считает профессор, - "задачи, поставленные существующим образовательным стандартом цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузах, хотя и благородные, но во многом неосуществимые, и это негативно сказывается на мировоззрении будущих специалистов. При этом профессор уверен, что количество часов, которые отводятся на этот цикл, не нужно увеличивать. "Наоборот, мы должны научиться умело использовать то учебное время, которое у нас есть", - подчеркнул он. Просто необходимо изменить подходы к организации социально-гуманитарного образования в вузе. Речь идет не о коренной ломке, а об использовании современных подходов к построению содержания образования, подходов, соответствующих требованиям Болонского процесса, - сказал Михаил Вишневский. "Следует смелее использовать модульные образовательные технологии. Правда, формально модульный подход используется практически во всех дисциплинах этого цикла, однако содержательные связи между отдельными дисциплинами отработаны слабо", - уверен он. Отсюда результат: одни и те же вопросы с небольшими вариациями присутствуют в целом ряде курсов. Далеко не всегда одни и те же понятия одинаково трактуются в различных учебных курсах, что создает дополнительные трудности для студентов. Возможно, хорошим выходом станет общий курс высшего обществоведения (по аналогии с курсом высшей математики), причем его следует построить так, чтобы вузы могли отбирать то содержание, которое наиболее важно для подготовки специалистов по профилю.
Для этого нужно разработать (в рамках общего количества часов на социально-гуманитарный блок) интегрированные модули, которые связывали бы между собой различные научные дисциплины обществоведческого цикла. Для будущих педагогов такие модули могут быть одними, для инженеров и агрономов - другими. Но в любом случае должен быть определен тот минимум философских, экономических, политологических, психолого-педагогических, культурологических знаний, освоение которых обязательно, потому что без этого нет современного специалиста. Эти предложения вызвали интерес у участников семинара, они согласились, что такие изменения помогут повысить качество высшего образования.
О путях повышения качества социально-гуманитарного образования в высшей школе говорил на семинаре и доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии юридического факультета БГУ
Проблемы реализации Болонской системы на постсоветском пространстве проанализировал начальник управления подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации БГПУ имени Максима Танка, доктор социологических наук
Еще одно важное предложение в ходе семинара высказал директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина профессор
Как отметили участники семинара, рабочая группа по разработке Концепции непрерывного образования должна будет предложить основу законодательного документа, который позже будет направлен на обсуждение и дополнение специалистам министерств и ведомств двух стран.
Подводя итоги работы семинара, начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Союзного государства Татьяна Ковалева подчеркнула, что в концепции социального развития Союзного государства красной нитью проходит забота о будущем нации - детях и молодежи Союзного государства. И именно будущему - детям и молодежи в новой концепции социального развития Союзного государства уделено особое внимание. Молодежь - самый активный участник союзной жизни, у них есть интерес и желание общаться со своими сверстниками, а значит необходимо дать им возможность это делать, - считает Татьяна Ковалева. По ее словам, все СМИ должны созидать разумное, доброе, вечное, но детские и молодежные издательства, журналы и газеты, каналы и интернет-издания, обязаны с двойной ответственностью подходить к выбору темы материала. До последнего времени практически не было СМИ Союзного государства, ориентированных на молодежь и детей. В 2010 году был проведен первый информационный проект "Юные журналисты Беларуси и России о Союзном государстве", осуществленный газетой "Переходный возраст" (Белоруссия) и "Мир детей и подростков" (Россия). При поддержке Постоянного комитета Союзного государства в детских учебных коллективах состоялись информационные акции, творческий конкурс "Письмо другу" и выпущен совместный номер газеты на основе лучших работ школьников двух стран. В нынешнем году с инициативой нового проекта выступило издательство "Пачатковая школа" (Беларусь). При поддержке Постоянного Комитета проводится конкурс "Свой мир мы строим вместе!". Интеллектуальное соревнование рассчитано на детей и подростков. Конкурс направлен на общее знание истории, географии, экономики, культуры и литературы Белоруссии и России. Предполагается, что одним из основных блоков станет создание совместного проекта учреждений образования, молодежных научных коллективов или общественных организаций двух стран.
Татьяна Ковалева подчеркнула, что воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед Союзным государством, перед всем обществом. Для ее эффективного решения требуется активное участие и тесное сотрудничество государственных учреждений Белоруссии и России, средств массовой информации, общественных организаций, педагогов и других специалистов двух стран.