Проблемный семинар "Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Белоруссии и России в контексте Болонского процесса" прошел на базе Костромского государственного университета имени М.А.Некрасова. Экспертно-медийный тур в Кострому для представителей белорусской и российской высшей школы, а также журналистов двух стран организовал Постоянный Комитет Союзного государства Беларуси и России.

Как сообщили в оргкомитете мероприятия, Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова не случайно принимал в своих стенах участников этого мероприятия: семинар открывал работу традиционной международной недели "Диалог культур - культура диалога". Представители 29 регионов Российской Федерации и 16 стран зарубежья приехали в Кострому, чтобы поделиться с коллегами мнениями, почувствовать энергетику диалога. По мнению ректора Костромского университета Николая Рассадина, "и преподаватели, и студенты умеют ценить свою культуру и культуру страны своих гостей". При этом он отметил, что диалог педагогов и ученых России и Беларуси в вопросе продвижения образования, идеи гуманизма и педагогической профессии - актуальны как никогда. "К сожалению, приходится констатировать, что студенты все чаще выбирают педагогические специальности из-за возможности получить высшее образование, а потом уходят в смежную профессию. Дефицит профориентационной работы налицо", - констатировал он.

Обратила внимание на эту проблему и руководитель Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России Татьяна Ковалева. Она отметила, что для целенаправленной работы и сотрудничества в этом направлении в Белоруссии и России создана правовая база, которая постоянно совершенствуется. "Значительное число иностранных студентов, обучающихся в вузах Белоруссии и России, свидетельствует о высоком мировом престиже высшего образования в Союзном государстве", - было сказано в приветствии государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина, которое зачитала на торжественном открытии Х международной недели "Диалог культур - культура диалога" Татьяна Ковалева.

Возможность получить достойное образование - одно из основополагающих прав человека, высшая ценность, а гарантии реализации этого права - цель Союзного государства. "В Концепции социального развития Союзного государства образование признано важнейшими стратегическим ресурсом развития ", - было отмечено в приветствии. В то же время вступление в постиндустриальное, информационное общество, сложнейшие задачи трансформации союзной экономики ставят наши народы и государства перед необходимостью постоянного совершенствования сферы образования. И главной задачей остается требование не потерять накопленный потенциал, сберечь все лучшее в нашем образовании, не допустить снижения качества в подготовке специалистов. "Талант ученых и преподавателей, новые идеи и знания - вот тот фундамент, на который должна опираться модернизация высшей школы", - сказано в приветствии.

Так, на утверждении у председателя Высшего государственного совета Союзного государства Александра Лукашенко находится Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. В текущем году министерства образования обеих стран внесут изменения и дополнения в Соглашение между правительствами Белоруссии и Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях. Развитие всех уровней образования в двух странах идет в общем русле при соблюдении национальных приоритетов, на территории Союзного государства обеспечиваются равные права граждан Белоруссии и России на получение образования. Татьяна Ковалева отметила также, что белорусские и российские педагоги активно сотрудничают в вопросах актуализации содержания образования, разработки учебной и учебно-методической литературы. "Очевидно, что при сегодняшней глубине реформ, которые реализуются в наших государствах в контексте Болонского процесса, на первый план в работе по созданию общего образовательного пространства выходит разработка совместных, согласованных параметров и механизмов мониторинга качества образования, проведение взаимной экспертизы научной, научно-методической, учебно-методической продукции и проектов нормативных документов в области образования, гармонизация образовательных программ. Все это упростит процедуру взаимного признания документов об образовании, приведет к согласованию общего отношения к компетенциям выпускников", - считает Татьяна Ковалева.

Основная дискуссия в ходе семинара развернулась вокруг доклада доктора философских наук, профессора, первого проректора Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова Михаила Вишневского, который рассказал коллегам из белорусских и российских вузов о задачах системной трансформации социально-гуманитарного образования в высших учебных заведениях Белоруссии и России, их соотнесенности с требованиями Болонского процесса. Как считает профессор, необходимость социально-гуманитарного образования в вузах и ее воспитательная значимость вряд ли могут быть оспорены. Однако вопрос заключается в том, насколько оптимальна ее нынешняя система (прежде всего в рамках первой ступени высшего образования), насколько она качественна и как ее улучшить. Социология, политология, идеология государства, основы права, права человека, философия, основы психологии и педагогики, этика, эстетика, религиоведение, логика, культурология - перечень обязательных или рекомендуемых для изучения в вузах дисциплин социально-гуманитарного блока свидетельствует о том, что нынешняя организация образования нацелена на достижение его энциклопедической полноты. Однако оптимальна ли такая модель? "Увы, но в большинстве случаев энциклопедичности знаний у студентов достичь не удается, а качество социально-гуманитарного образования в вузах остается низким", - считает профессор, - "задачи, поставленные существующим образовательным стандартом цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузах, хотя и благородные, но во многом неосуществимые, и это негативно сказывается на мировоззрении будущих специалистов. При этом профессор уверен, что количество часов, которые отводятся на этот цикл, не нужно увеличивать. "Наоборот, мы должны научиться умело использовать то учебное время, которое у нас есть", - подчеркнул он. Просто необходимо изменить подходы к организации социально-гуманитарного образования в вузе. Речь идет не о коренной ломке, а об использовании современных подходов к построению содержания образования, подходов, соответствующих требованиям Болонского процесса, - сказал Михаил Вишневский. "Следует смелее использовать модульные образовательные технологии. Правда, формально модульный подход используется практически во всех дисциплинах этого цикла, однако содержательные связи между отдельными дисциплинами отработаны слабо", - уверен он. Отсюда результат: одни и те же вопросы с небольшими вариациями присутствуют в целом ряде курсов. Далеко не всегда одни и те же понятия одинаково трактуются в различных учебных курсах, что создает дополнительные трудности для студентов. Возможно, хорошим выходом станет общий курс высшего обществоведения (по аналогии с курсом высшей математики), причем его следует построить так, чтобы вузы могли отбирать то содержание, которое наиболее важно для подготовки специалистов по профилю.

Для этого нужно разработать (в рамках общего количества часов на социально-гуманитарный блок) интегрированные модули, которые связывали бы между собой различные научные дисциплины обществоведческого цикла. Для будущих педагогов такие модули могут быть одними, для инженеров и агрономов - другими. Но в любом случае должен быть определен тот минимум философских, экономических, политологических, психолого-педагогических, культурологических знаний, освоение которых обязательно, потому что без этого нет современного специалиста. Эти предложения вызвали интерес у участников семинара, они согласились, что такие изменения помогут повысить качество высшего образования.

О путях повышения качества социально-гуманитарного образования в высшей школе говорил на семинаре и доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии юридического факультета БГУ Сергей Решетников. На его взгляд, механизм реализации принятых решений в области социально-гуманитарного образования должен быть конкретизирован разработкой целевых программ на уровне отрасли, регионов, вузов. Программы должны содержать четкие параметры: цели, задачи, сроки, механизм принятия и реализации решений, финансы, кадры, ожидаемый эффект. Возможно, нужно ввести творческие устные экзамены в вузах для специальностей, связанных с подготовкой кадров для системы органов государственного управления. А критерием эффективности и качества обществоведческой подготовки студентов могло бы послужить введение на выпускном курсе вуза комплексного экзамена по основным дисциплинам социально-гуманирного блока.

Проблемы реализации Болонской системы на постсоветском пространстве проанализировал начальник управления подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации БГПУ имени Максима Танка, доктор социологических наук Дмитрий Наумов. По его словам, с принятием Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы перед белорусскими университетами поставлена задача кардинально усовершенствовать научно-образовательную деятельность высшей школы с целью формирования кадрового потенциала инновационной экономики. Для этого необходимо повысить уровень инновационной активности и взаимодействия системы высшего образования с отраслями экономики, обновить профессорско-преподавательский состав, ликвидировать дефицит кадров высшей квалификации в областях микроэлектронной промышленности, вычислительной техники, программного обеспечения, биотехнологий, наноматериалов и нанотехнологий, космической техники. Как рассказал Дмитрий Наумов, перед белорусскими вузами стоит задача скорректировать соотношение гуманитарных и технических специальностей: сейчас они составляют 70:30 соответственно, в то время как в развитых странах мира обратная пропорция. И, наконец, необходимо привести учебно-лабораторную и материально-техническую базу вузов в соответствие с современными требованиями подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе создавая в ведущих университетах страны специализированные учебно-исследовательские лаборатории по инновационным направлениям технико-технологического и естественнонаучного профилей.

Еще одно важное предложение в ходе семинара высказал директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина профессор Николай Лобанов. Он предложил создать рабочую группу по разработке Концепции непрерывного образования в Союзном государстве. По его словам, именно возможность непрерывного образования формирует у человека взгляд на будущее. В процессе непрерывного образования развиваются способности и умения исследовать явления, принимать и осуществлять решения, эффективно взаимодействовать с другими людьми, постоянно осваивать новые виды и типы деятельности. Кроме того, профессор убежден, что не надо бояться повышать требования к знаниям абитуриентов - "современный мир предъявляет супервысокие требования к знаниям специалистов, а значит, они должны быть готовы к использованию этих знаний в процессе работы после окончания вуза".

Как отметили участники семинара, рабочая группа по разработке Концепции непрерывного образования должна будет предложить основу законодательного документа, который позже будет направлен на обсуждение и дополнение специалистам министерств и ведомств двух стран.

Подводя итоги работы семинара, начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Союзного государства Татьяна Ковалева подчеркнула, что в концепции социального развития Союзного государства красной нитью проходит забота о будущем нации - детях и молодежи Союзного государства. И именно будущему - детям и молодежи в новой концепции социального развития Союзного государства уделено особое внимание. Молодежь - самый активный участник союзной жизни, у них есть интерес и желание общаться со своими сверстниками, а значит необходимо дать им возможность это делать, - считает Татьяна Ковалева. По ее словам, все СМИ должны созидать разумное, доброе, вечное, но детские и молодежные издательства, журналы и газеты, каналы и интернет-издания, обязаны с двойной ответственностью подходить к выбору темы материала. До последнего времени практически не было СМИ Союзного государства, ориентированных на молодежь и детей. В 2010 году был проведен первый информационный проект "Юные журналисты Беларуси и России о Союзном государстве", осуществленный газетой "Переходный возраст" (Белоруссия) и "Мир детей и подростков" (Россия). При поддержке Постоянного комитета Союзного государства в детских учебных коллективах состоялись информационные акции, творческий конкурс "Письмо другу" и выпущен совместный номер газеты на основе лучших работ школьников двух стран. В нынешнем году с инициативой нового проекта выступило издательство "Пачатковая школа" (Беларусь). При поддержке Постоянного Комитета проводится конкурс "Свой мир мы строим вместе!". Интеллектуальное соревнование рассчитано на детей и подростков. Конкурс направлен на общее знание истории, географии, экономики, культуры и литературы Белоруссии и России. Предполагается, что одним из основных блоков станет создание совместного проекта учреждений образования, молодежных научных коллективов или общественных организаций двух стран.

Татьяна Ковалева подчеркнула, что воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед Союзным государством, перед всем обществом. Для ее эффективного решения требуется активное участие и тесное сотрудничество государственных учреждений Белоруссии и России, средств массовой информации, общественных организаций, педагогов и других специалистов двух стран.