"Руководителю и совладельцу airBaltic Бертольту Флику удается обыгрывать Латвийское государство, потому что государство тупое и все представители государства, которые занимались airBaltic тупые и действуют откровенно тупо: со своей собственностью они ничего подобного бы не творили", - уверен известный латвийский журналист, руководитель специализирующегося на разоблачениях портала pietiek.com Лато Лапса. "Все думали, что глава латвийского правительства Валдис Домбровскис ("Единство") ждет, когда пройдут парламентские выборы, чтобы решить проблему airBaltic. Но нет, выборы прошли и стало понятно, что Домбровскис вообще не способен принимать какие-то решения, он все время будет на что-то оглядываться", - заявил он сегодня, 23 сентября, корреспонденту ИА REGNUM.

"Допустим, у вас есть корова и она не появилась вдруг, не свалилась с неба, эта корова была у вас давно. И вы видите, что корова требует больше корма, чем дает молока. Нормальный хозяин будет решать: или продать корову, или дать ей больше корма, или поменять корм в надежде на то, что она через какое-то время, скажем, через три месяца, будет давать больше молока, и три месяца спустя снова решать, не лучше ли продать эту корову? А что делало Латвийское государство со своей коровой- airBaltic? Оно смотрело на свою корову и чем меньше та давала молока, тем меньше государство ее кормило. А в тот момент, когда стало ясно, что корова вообще не дает молока, а, напротив, втягивает в себя то, что только что выдала, государство вообще перестало корову кормить в надежде на авось. Естественно, корова стала мычать (хорошо, хоть корова попалась говорящая), мол так дело не пойдет, сделайте же что-нибудь!", - образно обрисовал сложившуюся вокруг airBaltic ситуацию Лапса.

По его мнению, Флик не заинтересован в банкротстве airBaltic: "В этом случае Флик потеряет больше, чем [совладельцы Parex banka Виктор] Красовицкий и [Валерий] Каргин. Те все свои обязательства свалили на государства и при этом у них остались "скромные" личные сбережения, на которые можно спокойно создавать новое, хотя и не столь масштабное дело. Если обанкротится airBaltic, не думаю, что г-н Антонов и другие господа, которые считают свои деньги, будут спокойно смотреть, как г-н Флик с несколькими миллионами создает себе где-то новую, замечательную жизнь. Если airBaltic обанкротится. То, думаю, г-н Флик пойдет по свету в одних трусах и майке".

Антонову Флик сам по себе не нужен, считает Лапса. "Если airBaltic выкарабкается, Флик на коне. Если airBaltic обанкротится Флик потеряет все. Его обдерут до нитки. Зачем Антонову нужен лузер Флик? Антонову нужно все, что можно из Флика вытянуть", - сказал он.

При этом Лапса не думает, что сам Антонов хочет заниматься авиаперевозками. "Антонов много чем занимается и хочет заниматься, но авиабизнес слишком специфический. Фактически Антонову принадлежат все активы, имевшиеся в распоряжении airBaltic. Все, что можно было заложить Флик уже заложил в принадлежащих Антонову банках - Snoras banka и Latvijas Krājbanka. Дополнительно компания Антонова приобрела спорный пакет акций. Вся ценность Флика в том, что он руководил airBaltic больше 10 лет и, как бы там ни было, знает этот бизнес. Я не уверен, что в airBaltic без Флика есть достаточное количество менеджеров второго звена, которые могут все это хозяйство вытянуть".

То, что у airBaltic будут проблемы, было понятно уже весной этого года, если не зимой прошлого, полагает Лапса. И уже тогда надо было решать, продавать или кормить эту корову, утверждает он: "И сейчас перед государством стоит та же дилемма: покормить, увеличив капитал авиакомпании, или продать. Конечно, государственный пакет акций airBaltic никогда не продать за те деньги, которые можно было выручить еще весной. Флик предлагает выкупить акции по их номинальной стоимости. Это смешно, но, боюсь, что через месяц их и за 1 лат никто не купит".

По словам Лапсы, государство только делает вид, что хочет избавиться от Флика, иначе оно уже давно обратилось бы к реальному владельцу принадлежащей компании Флика доли airBaltic Владимиру Антонову и начало бы с ним прямые переговоры. "Антонов считает свои деньги. он понимает, что проблемы airBaltic приведут к потерям и для него. И при наличии желания со стороны Латвийского государства проблему Флика можно было бы решить. Но мы видим, что государство каждый день меняет свою позицию. То государство хочет сохранить национальную авиакомпанию, а на следующий день премьер заявляет, что госдолю в airBaltic можно и продать, если что. Нельзя строить стратегию на принципе "если что"", - сказал в заключение Лапса.

Роль назначенного правительством финансового консультанта и посредника в деле airBaltic журналист оценивает негативно. "У Prudentia замечательный бизнес - получать деньги и ни за что не отвечать", - был краток Лапса.

Между тем, представители финансового консультанта латвийского правительства - компании Prudentia - намерены встретиться с одним из действительных выгодополучателей BAS, являющейся миноритарным держателем акций airBaltic. Вчера это лицо прибыло в Ригу. Его имя не разглашается, но известно, что оно из России. Действия Бертольта Флика, в том числе и сокрытие данных, Prudentia расценивает как мошенничество, за которое президента airBaltic можно судить. Об этом заявил глава Prudentia Карлис Крастиньш. "Есть существенные нарушения - скрытие документов, скрытие информации - то, что аудитор не может дать свое заключение связано именно с этими нарушениями. Это не из-за того, что у компаний нет денег - этот вопрос акционеры могут решить. А вот то, что аудиторов отсутствует доверие к правлению компании - это факт. И последствия могут быть очень серьезными", - сказал Крастиньш.

Министерство сообщения уже подало в правоохранительные органы документы о нарушениях, совершенных Фликом. "Министерство и правительство не выписывает ордер на арест. Но мы всю информацию уже передали в Генпрокуратуру, которая как раз занимается такими делами", - сообщил госсекретарь Минсообщения Анрийс Матисс. Он также призвал службу Госконтроля проверить все происходящее в авиакомпании.

В свою очередь, airBaltic планирует обратится в латвийскую Генпрокуратуру, чтобы проверить возможные преступные деяния компании-консультанта Prudentia, представители которой готовят правительство к созданию новой авиакомпании, говорится в опубликованном Фликом открытом письме. "За эти семь месяцев постоянно и систематически подрывалось доверие к национальной авиакомпании. Задача [министра экономики Артиса] Кампарса была подготовить правительство к созданию новой компании", - пишет Флик. По его словам, своими действиями Prudentia, как консультант латвийского правительства, подорвал доверие к Латвии, как к бизнес-партнеру.