Экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов в комментарии ИА REGNUM заявил, что во время вступления его страны в ООН "все государства без исключения признали территориальную целостность (Азербайджана)". На самом деле, все намного сложнее. И тут уместны несколько пояснений со ссылками на конкретные документы ООН.

1. Азербайджан, в отличие от Армении, стал членом ООН на основе принципа uti possidetis juris, который обычно используется для обозначения преемственности административных границ бывших колониальных территорий во избежание конфликтов внутри нового образования и вокруг него. В записке Председателя Совета Безопасности (док-т S/23597, 14 февраля, 1992) отмечалось, что членство нового государства поможет делу "дальнейшего укрепления принципа универсальности". Таким образом, ООН принял новое государство в границах АзССР, не обращая внимания на внутригосударственные акты этой страны и несмотря на то, что сам Азербайджан еще 30 августа 1991г. на внеочередной сессии Верховного Совета принимал "Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики", "восстанавливая" Азербайджанскую Демократическую Республику, которая, как известно, никогда не включала территории Нагорного Карабаха.

Не только Азербайджан, но и многие другие страны, в том числе постсоветские (Грузия, Молдавия и пр.), становились членами ООН на основе этого "принципа универсальности, что позволяло ООН на первом этапе членства нового государства избежать рассмотрения вопросов, связанных с ее границами и территориальными конфликтами. Примечательно, что в случае с приемом Армении (Резолюция 735 и док-т S/23496) ссылок на "принцип универсальности" сделано не было. Кстати говоря, Судан в 1956 году тоже стал членом ООН на основе принципа uti possidetis, но сегодня он уже распался на два суверенных государства.

Как представляется, в данный правовой казус относительно административных и государственных границ стран СНГ, рано или поздно, должен включится Международный Суд ООН, и я практически уверен, что Суд в мягкой форме заявит о необходимости учета постконфликтных реальностей и нежелательности повторного изменения границ.

2. Что касается отдельно принципа территориальной целостности (или неделимости), то Международный суд ООН выразил свое отношение к этому довольно четко в консультативном заключении по Косово. "...рамки принципа территориальной целостности ограничены сферой отношений между государствами" (пара. 80) (1). Применительно к карабахскому конфликту, вопросы территориальной целостности и нерушимости границ, по мере появления, должны быть обсуждены между правительствами Азербайджана и НКР - первичных и главных участников конфликта. То, что Азербайджан сегодня отказывается от прямых переговоров с НКР, это еще не означает, что он не будет вынужден изменить свою позицию в будущем.

3. Армения, как заинтересованная сторона в карабахском конфликте, о чем прямо и косвенно говорится в резолюциях и других официальных документах СБ ООН, выразила свое отношение к проблеме территориальной целостности Азербайджана как в первые годы конфликта, так и в своих официальных ответах на предложения Минской группы ОБСЕ в 1997/98гг. Суть заявленной позиции Армении заключается в том, что на бывшей территории АзССР в 1991г. образовались два государства - Республика Азербайджан в границах АДР и Нагорно-Карабахская Республика в границах НКАО и Шаумяновского района. Очевидно, что здесь действительно есть вопросы территорий между НКР и Азербайджаном, которые должны решаться исключительно между ними.

4. Что касается отдельно роли Армении, то она добросовестно и неукоснительно выполняет единственное требование, изложенное в резолюциях СБ ООН, а именно: "использовать свое влияние" на власти НКР по мере своих политических возможностей.

5. Армения никогда не объявляла войны Азербайджану или какому-либо другому государству, несмотря на то, что некоторые официальные лица от имени государства сообщали, что вооруженные силы Армении "остаются в полной готовности на своих местах вдоль армяно-азербайджанской границы" (например, док-т ООН S/25510 от 1 апреля 1993г.). Вместе с тем, ни одна из резолюций СБ или других официальных документов ООН не подтвердила участия вооруженных сил Армении в карабахской войне 1992-94 гг. Более того, в заявлениях ведущих государств постоянных членов СБ после голосований по всем четырем резолюциям содержались призывы к установлению режима перемирия, чтобы война не превратилась в межгосударственную.

Ованнес Никогосян - к.п.н., заведующий кафедрой Политических процессов и технологий Российско-Армянского (Славянского) Университета, Ереван.

1. Accordance with International Law of the Unilateral Declaration of Independence in Respect of Kosovo (Advisory Opinion), 2010 ICJ http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15987.pdf