Расширенное заседание рабочей группы по лесному хозяйству и лесопользованию Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ состоялось 13 сентября в рамках VII Байкальского международного экономического форума, сообщили ИА REGNUM в пресс-центре БЭФ.

Как сообщил во вступительной речи руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Виктор Масляков, очередное заседание рабочей группы по лесному хозяйству проводится в преддверии заседания Совета по развитию лесного комплекса. Впервые заседание проходило на выезде, и совершенно не случайно, что площадкой для обсуждения важнейших для ЛПК вопросов стал VII БЭФ, проходящий в Иркутске. Как известно, Иркутская область является лидером среди российских регионов по объемам заготовке древесины.

"В последние полтора года мы много занимались лесными пожарами, - отметил Масляков, - но не пожарами едиными живет лесное хозяйство. Большой пласт вопросов нормативно-правового регулирования, инфраструктуры, инвестиций, оборота древесины требует обсуждения и выработки консолидированных решений в интересах всех участников лесных отношений".

Глава Рослесхоза сообщил, что в Лесной кодекс внесен ряд поправок, которые регулируют не только охрану и защиту лесов от пожаров, но и иные аспекты лесопользования. Ведется разработка отраслевых нормативных правовых актов - важнейших для отрасли, таких как Правила заготовки, Правила ухода за лесом, Правила лесовосстановления - ключевые документы для работников лесного хозяйства. "После принятия Лесного кодекса прошло более четырех лет, и правоприменительная практика показала, что требуется корректировка отдельных положений", - акцентировал внимание Масляков.

По словам Виктора Маслякова, реальным действенным механизмом привлечения инвестиций в лесную отрасль стало постановление правительства №419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". В этот перечень включена почти сотня проектов с общим объемов инвестиций 412 млрд рублей и объемом потребляемой древесины 72 млн кубометров. 21 проект из этого списка уже успешно реализован: освоено 60 млрд рублей инвестиций, заготовлено и переработано 12 млн кубометров древесины. В ближайшие пять лет планируется реализация 47 приоритетных инвестпроектов с общим объемом инвестиций 273 млрд рублей и объемом потребляемой древесины 43 млн кубометров. С момента утверждения правительством РФ Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестпроектов в июне 2007 года по настоящее время только в рамках реализации этих проектов в отрасль было привлечено 137 млрд рублей, которые пошли на создание новых и модернизацию действующих лесоперерабатывающих производств. Это проекты по химической переработке древесины, деревянному домостроению, биоэнергетике.

Однако, как отметил Масляков, не обходится без проблем. Инвестпроекты на стадии рассмотрения в субъектах РФ должны внимательно сопоставляться с региональными программами развития лесного комплекса и социально-экономического развития субъекта.

Заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов рассказал о работе по нормативно-правовому регулированию использования и воспроизводства лесов. В частности, он отметил, что в конце прошлого года в лесное законодательство был внесен большой блок изменений, которые выразились в принятии федерального закона №442 от 29 декабря 2010 г. Таким образом, в Лесном кодексе были закреплены нормы, раскрывающие содержание работ по предупреждению и тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности. Впервые на законодательном уровне закреплена обязанность по разработке сводных планов тушения лесных пожаров по субъекту Российской Федерации и плану маневрирования лесопожарных формирований.

Определено, что работы по обеспечению пожарной безопасности и тушению лесных пожаров могут проводить специализированные автономные и бюджетные учреждения, подведомственные соответствующим органам государственной власти, без размещения государственного заказа. С 1 января 2012 года вводится норма по лицензированию деятельности по тушению лесных пожаров. Осуществление лесоустройства передано на уровень субъектов Российской Федерации. Введен новый вид использования лесов - для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), позволяющий создавать лесные питомники.

"За год было многое сделано, но не меньше работы впереди, - подчеркнул Николай Кротов. - В наши планы входит дальнейшее совершенствование законодательства в лесной сфере. Необходимо решить вопросы, связанные с лесным семеноводством. Кроме того, Рослесхоз ставит перед собой амбициозную цель - обеспечить подтверждения легальности заготовленной древесины. И мы продолжим переработку ранее принятых нормативно-правовых актов - многие из них отстали от современной жизни, используемых техники и технологий".

Заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Валерий Прилипов в своем докладе представил информацию о ситуации в ЛПК России на сегодняшний день. В частности, за 7 месяцев 2011 года лесопромышленный комплекс показал положительную тенденцию развития производства лесобумажной продукции, однако докризисный уровень не достигнут. Экспорт лесобумажной продукции за 7 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 12,4% и составил 5,1 млрд долларов США. Доля необработанной древесины в общем объеме экспорта составила 20,1% и снизилась на 2,6%. Между тем, рост потребительского спроса на высококачественную продукцию глубокой переработки (бумагу, картон, мебель) и отставание в развитии отраслей по ее выпуску в России вынуждает увеличивать долю импортируемых товаров. За 7 месяцев 2011 года по сравнению с 2010 годом импорт увеличился на 27,7% и составил 2,8 млрд долларов США.

Большие надежды федеральное ведомство связывает с успешной реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Так, в дополнение к уже запущенным проектам, в 2011 году планируется ввести в эксплуатацию еще двенадцать.

Однако развитие ЛПК России в немалой степени тормозится из-за отсутствия достаточного количества лесных дорог. "Лесным кодексом разрешается создание лесных дорог при любых видах использования лесов, но механизм создания их в кодексе и в подзаконных актах не прописан. В связи с этим возникает много вопросов при реализации этого положения на практике", - отметил Валерий Прилипов.

Департамент лесной промышленности для решения основных вопросов создания лесотранспортной инфраструктуры предлагает разработать и утвердить на уровне правительства РФ "Целевую комплексную программу развития лесных дорог на период до 2020 года". "Разработка такой программы могла бы войти отдельным разделом в Стратегию развития лесного комплекса РФ при ее корректировке и совершенствовании", - подчеркнул замдиректора департамента.

Руководитель Лесной программы Всемирного фонда дикой природы в РФ Елена Куликова обратила внимание собравшихся на необходимость соблюдать правила игры, принятые европейскими государствами относительно лесного фонда. В частности, основные требования нового законодательства Евросоюза к импортируемым лесоматериалам и изделиям из древесины - это то, что древесина должна быть заготовлена законно: с соблюдением законодательства страны-заготовителя и должна быть проведена всесторонняя оценка риска, поскольку все риски уголовного или административного преследования и связанные с этим репутационные риски ложатся на импортера.

Руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталий Акбердин рассказал об опыте региона по разработке автоматизированной системы учета лесопользования в регионе. Он сообщил, что полностью внедрить новую систему по всем лесничествам Иркутской области планируется до конца нынешнего года.

Кроме того, на заседании выступили заместитель генерального директора ОАО "Группа "Илим" Владимир Славуцкий (затронул вопрос, касающийся интенсивности лесопользования), вице-президент ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" Роман Львов (рассказал о развитии биржевой торговли лесоматериалами на территории Иркутской области).

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков отметил, что "Иркутская область прошла сложный путь понимания необходимости лесной биржи". В результате областные власти готовы возобновить работу в этом направлении: "мы хотели бы предложить Иркутскую область как опытную площадку для развития этого проекта", - сообщил Владимир Пашков. Он также подчеркнул, что одной из главных проблем в лесном комплексе России является создание единой системы учета объемов заготовки древесины, поскольку на сегодняшний день все структуры, действующие в системе ЛПК (включая таможню, железную дорогу и т.д.) имеют свои, несовместимые друг с другом, форматы учета леса. "Без решения этого вопроса создание Лесной биржи невозможно. Синхронизировать информационные потоки - вот задача номер один в ЛПК. Мы стоим на пороге решения этой проблемы, но без федеральной власти переступить этот порог мы не сможем", - констатировал Владимир Пашков.

Члены рабочей группы по итогам заседания выработали ряд предложений, касающихся совершенствования лесного законодательства. Рекомендации, после доработки, будут направлены в Совет по развитию лесного комплекса при правительстве РФ.