Недавние торжества по случаю 20-летнего юбилея провозглашения независимости Нагорно-Карабахской Республики стали знаковым событием для внешней и внутренней политики Еревана. Во-первых, внерегиональным игрокам, государствам региона и Азербайджану, в частности, был послан совершенно недвусмысленный месседж, содержание которого невозможно толковать двояко: существующий де-факто карабахский суверенитет не является предметом для обсуждений в армянских политических кругах. Этот посыл четко просматривался, в частности, в выступлении президента Армении Сержа Саргсяна, который в очередной раз заявил, что будущий статус Нагорного Карабаха не может быть ниже существующего.

Во-вторых, наблюдатели не без определенного удивления отметили подчеркнутую демонстрацию единства между действующей и прежней властью Армении и Нагорного Карабаха. В торжествах "на равных" участвовали президент Серж Саргсян и экс-президент Армении Роберт Кочарян, нынешний лидер НКР Бако Саакян и его предшественник Аркадий Гукасян, церковная иерархия. Причем, несмотря на все слухи последнего времени о существующих между этими деятелями многочисленных противоречиях, публично демонстрировался высокий уровень обоюдной доброжелательности. Присутствие высших церковных иерархов - Католикоса Всех Армян Гарегина Второго и предстоятеля Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Паргева Мартиросяна - как бы зримо "освящало" факт дружбы и нерушимого союза политиков, при том, что молва достаточно настойчиво утверждает о наличии определенных противоречий, якобы существующих также и между этими духовными лидерами.

Посыл был понятен: никаких существенных противоречий между давнишними соратниками нет, и никто не должен рассчитывать, что третий и второй президенты Армении в важнейших вопросах общенационального значения могут занимать взаимоисключающие позиции. Соответственно, не может быть и "игры" на противоречиях.

Симптоматично при этом, что в юбилейных торжествах не участвовал первый президент Армении Левон Тер-Петросян, в бытность которого Нагорный Карабах провозгласил и после тяжелой двухлетней победоносной войны закрепил свою фактическую самостоятельность. А поскольку именно диалог (и его содержание) власти с руководимым Тер-Петросяном оппозиционным Армянским национальным Конгрессом является основной причиной "взаимного недопонимания" между Саргсяном и Кочаряном, отсутствие Тер-Петросяна также должно было свидетельствовать о полном единстве Саргсяна-Кочаряна. Или же, как минимум, единстве на период тайм-аута, объявленного в диалоге власти с АНК ввиду провокационных шагов последнего.

С другой стороны, говорить, что внушительная "демонстрация", проведенная двумя президентами-выходцами из Карабаха, полностью соответствует реальному положению вещей, было бы, по крайней мере, преждевременно. Отсутствие противоречий в фундаментальных подходах к карабахскому урегулированию (а именно так должны были воспринять происходящее политики, военные и граждане НКР) еще не означает, что в сфере внутренней политики все обстоит столь же благостно. Сложно считать в этой связи совпадением мощный "выброс" по каналам WikiLeaks беспрецедентного по объему пласта информации, так или иначе связанной с Арменией. При этом, как отметили некоторые местные наблюдатели, на сей раз информация "предельно персонифицирована" и затрагивает основные "болевые точки" в жизни республики. Мало того - в целом ряде преданных гласности депеш речь идет именно о личных взаимоотношениях Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна, а также лиц из их близкого окружения. Если бы представители Госдепа США не протестовали по поводу деятельности WikiLeaks и ее владельцев, то можно было бы подумать, что американцами ведется целенаправленный вброс информации в целях давления или шантажа политических деятелей третьей страны.

"В конфиденциальном разговоре с американскими дипломатами 9 марта советник президента Армении по вопросам национальной безопасности Гарник Исагулян признался, что разгон демонстрантов 1 марта был санкционирован президентом Кочаряном за день до этого. Посол обращает внимание на тот факт, что данное утверждение противоречит официальному заявлению властей", - гласит одна из депеш, направленная посольством США в Армении в Госдепартамент. Речь, напомним, идет о событиях 2008 года, когда оппозиция во главе с Тер-Петросяном оспорила официальные итоги президентских выборов, что в конечном счете привело к тяжелым столкновениям с силами правопорядка и гибели 10 человек. (Кстати, реальные виновники этого до сих пор не выявлены, хотя нынешней весной Серж Саргсян приказал правоохранительным органам активизировать расследование "Дела 1 марта").

В депеше также говорится, что "Исагулян сожалеет о роли правительства в примененном насилии 1-2 марта, ответственность за которое он полностью возлагает на власти. По его словам, Кочарян поддался уверениям глав полиции и службы безопасности, что они очистят площадь Свободы за считанные минуты и с минимальными жизненными потерями, поэтому и санкционировал операцию". Правда, даже автор депеши, американский дипломат Джозеф Пеннингтон отмечает, что воспринимает слова Исагуляна "с осторожностью", поскольку достаточно знает эту личность. Таких сообщений можно привести немало, но главное - это то, что американских дипломатов крайне занимают именно взаимоотношения между Саргсяном и Кочаряном и связанные с этим вероятные коллизии. Так, из депеш следует, что американцы полагали, что Кочарян может попытаться в той или иной форме вернуться к власти, поскольку никогда "не терял рычагов давления на Саргсяна". В этой связи приводятся фрагменты беседы с зятем (и помощником) тогда еще премьер-министра Сержа Саргсяна, Микаелом Минасяном, который "в 2008 году попросил поддержать Саргсяна. "Кочарян - "сильный" президент, он пока работает, и влияние Саргсяна на него ограничено", сказал Минасян". "Он хочет быть обязанным молодому поколению, а не старым мародерам", согласно депеше, сказал Минасян и "попросил помочь Саргсяну в этой борьбе". Просьба, вероятно, была принята благосклонно: в депеше признается, что американское посольство "игнорирует сообщения о предвыборных взятках и терроре и хотело бы работать с Саргсяном".

Напомним, что эксперты ИА REGNUM уже отмечали, что в 2008 году общественное мнение в Армении было убеждено, что в республике в ходе передачи власти от Кочаряна к Саргсяну будет реализован "российский сценарий": экс-президент станет премьер-министром и возникнет "тандем". Этого не случилось, однако из публикаций WikiLeaks следует, что именно к подобному варианту стремился Роберт Кочарян. В декабре 2008 года близкие ко второму президенту партии "Процветающая Армения" и АРФ "Дашнакцутюн" резко выступили в парламенте против представленного правительством "налогового" законопроекта, как считается - направленного против интересов местных олигархов. В случае отклонения документа отставка недавно назначенного премьер-министра Тиграна Саркисяна стала бы неизбежной. Но демарш не имел последствий, поскольку правительство получило поддержку правящей Республиканской партии Армении, руководителем которой являестя Серж Саргсян. Вице-спикер парламента Самвел Никоян в этой связи сообщил представителю посольства США, что после голосования президент Серж Саргсян, прекрасно понимающий суть затеянной интриги, сказал Роберту Кочаряну: "Ты можешь стать премьер-министром, если хочешь, но в таком случае тебе придется привести с собой нового президента". Таким образом, отказавшись от сотрудничества со своим предшественником, Саргсян навсегда закрыл любые разговоры о вероятности возникновения "тандема, прямо дав понять, что властью делиться не намерен и не будет. Думается, что именно с этого времени противоречия между двумя деятелями стали углубляться и достигли такого уровня, что потребовалось публично продемонстрировать их отсутствие, что и было сделано во время празднования юбилея карабахской независимости.

Не менее симптоматичными выглядят и комментарии всей этой информации со стороны властей. Как заявил руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян, "Саргсян и Кочарян вместе прошли весь путь Карабахской войны, между подобными людьми не может быть противоречий". Относительно того, кто виновен в событиях 1 марта 2008 года Саакян дипломатично отметил, что "ответственность лежит на властях, однако виновных следует искать также и в лагере оппозиции", поскольку именно Левон Тер-Петросян "повел народ за собой, и ему было все равно, что произойдет". Тем не менее он весьма уважительно отозвался о Левоне Тер-Петросяне, и сурово раскритиковал депешу, в которой первый президент был назван "хитрым лисом". "Пусть они лучше таких у себя ищут. Я считаю Тер-Петросяна не политическим противником, а соперником. Для меня оскорбительно, что иностранцы позволяют себе называть первого президента Армении подобным образом. Жаль, что нет адресата, чтобы я тоже мог его оскорбить", - заявил Саакян.

Главное же - руководитель парламентской фракции РПА вновь подтвердил, что диалог "власть-АНК" продолжается. Напомним, этот процесс был официально приостановлен после недавнего задержания одного из активистов оппозиции после его драки с полицейскими. Тогда Конгресс (после достаточно длительного раздумья, а возможно, - консультаций со своими визави) объявил, что приостанавливает диалог до освобождения активиста. Формально так и случилось, на деле же переговоры продолжаются, просто - в ином, видимо, негласном формате. Как заметил по этому поводу Галуст Саакян, "важны не условия, а обсуждаемые вопросы, важен не формат, а действия". Любопытно, что при всем том он считает, что слишком уж верить опубликованной информации, которая "основана на слухах", не приходится, а если какие-то люди ("нехорошие армяне", по его определению) и впрямь чего-то там наговорили американским дипломатам, то компетентным органам еще следует доказать истинность подобных высказываний.

Судя по этому довольно сумбурному комментарию, нынешняя "атака" со стороны WikiLeaks вызвала во властных кругах республики определенную растерянность. Думается, что не меньшим сюрпризом для действующей власти стало и интервью Роберта Кочаряна Общественному телевидению НКР. Как пишет по этому поводу прокочаряновское интернет-издание "7 ор" ("7 дней"), "Кочарян дал понять, что не собирается оставаться пассивным и имеет свои представления и программы на будущее. Он еще раз подтвердил свое намерение не превращаться в "молодого пенсионера". Это значит, что Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян получат дополнительную мотивацию для продолжения "диалога", а если это им не удастся, то, по меньшей мере, в вопросе интенсификации начавшихся в феврале этого года их закулисных прямых или опосредованных контактов. Дело может дойти даже до публичной встречи Саргсяна с Тер-Петросяном, но это уже станет последним актом политической клоунады, который будет похож на рукопожатия между Саргсяном и Гюлем с вытекающим оттуда очень предсказуемым результатом".

Издание намекает на встречу армянского и турецкого президентов в 2009 году, после того, как стороны подписали известные Цюрихские протоколы о нормализации двусторонних отношений. Ныне, как известно, эти документы заморожены, и мало шансов, что в ближайшей перспективе будут реанимированы. Не останавливаясь на причинах такого положения вещей, отметим, что Роберт Кочарян и его единомышленники всегда считали и считают начатый Ереваном процесс сближения с Анкарой большой ошибкой, способной крайне негативно отразиться на судьбе Карабаха. Отсюда - и резкие определения и сравнение диалога с оппозицией и армяно-турецкого диалога: оба бессмысленны, конъюнктурны и обречены на неудачу.

Все это может означать, что Роберт Кочарян при определенных условиях все же решится включиться в предвыборную борьбу - если придет к выводу, что "тандем" Саргсян-Тер-Петросян способен сложиться и стать для него непосредственной угрозой. Об этом, в частности, можно судить по тому, что уже вскоре ближайший сподвижник Кочаряна, экс-глава МИД Вардан Осканян должен основать интернет-телевидение и, как утверждается, новую партию, которая может успеть принять участие в предстоящих в будущем году парламентских выборах. Эта партия, будь она создана, в парламент, скорее всего, не пройдет, но заявка на "политическую реанимацию" второго президента будет сделана, а значит, вокруг него станут собираться лица и силы, недовольные существующим положением вещей и кадровым раскладом. Учитывая, что внутри властной команды нет единства (о противоречиях между премьером Тиграном Саркисяном и спикером Овиком Абрмяном уже говорилось, и депеши американских дипломатов свидетельствуют, что это не просто слухи, Абрамян считает Саркисяна деятелем, который "красиво говорит, но мало делает"), Роберт Кочарян способен перетянуть на свою сторону многих "колеблющихся". А Серж Саргсян может сохранить власть лишь в результате продолжения сотрудничества с Тер-Петросяном.

Нет сомнений, что в ходе предстоящего 9 сентября очередного митинга АНК все эти вопросы получат свое освещение. Вероятно, риторика ораторов ужесточится, поскольку WikiLeaks подкинул оппозиции очень выигрышную с точки зрения критики властей "фактуру". Не исключено, что в выступлениях прозвучит и нечто вроде ультиматума: властям будет предложено конкретно ответить на главное требование Конгресса - о проведении внеочередных выборов. В случае отказа АНК может обвинить власть в "деструктивности", на деле, а не на словах прервать диалог и попытаться поднять очередную массовую протестную волну. Существует мнение, что сделать это будет очень трудно, если вообще возможно. Ведь в ходе "цивилизованного диалога" Тер-Петросян растерял многих соратников, его покинули значительные протестные массы, желающие сиюминутных перемен.

Однако есть факторы, позволяющие Конгрессу рассчитывать, что ему удастся быстро "сомкнуть ряды". Эти факторы лежат в социально-экономической сфере. Согласно последним исследованиям социолога, руководителя Центра "Социометр" Агарона Адибекяна, "если до начала глобального кризиса уровень бедности в Армении снизился на 27%, то после кризиса он вырос до 46%. Не сказался кризис лишь на 15% населения". А по словам председателя Ассоциации потребителей республики Армена Погосяна, существующие проблемы "получают лишь временное решение, а до конца ничто не доводится". Это означает, что любая попытка мобилизации протестных масс может иметь успех. Это также означает, что предстоящие выборы и голосования (неважно, очередные или внеочередные) способны принести результаты, основанные не на политических предпочтениях или антипатиях электората, а на протестных настроениях.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)