5 сентября в Москве в Центре международной торговли впервые в России начала работу VII Международная конференция по изотопам. Организатором конференции выступила госкорпорация "Росатом". В ключевом для науки и бизнеса международном событии в изотопной отрасли этого года принимает участие элита мировой изотопной индустрии. Среди организаций - участников конференции - Всемирный совет по изотопам, Международное агентство по атомной энергии, Центр ядерных исследований Бельгии, Организация ядерной науки и технологий Австралии и ряд других ведущих мировых компаний по производству изотопов. По инициативе Росатома впервые в конференцию кроме пленарных, секционных заседаний и выставки новейших разработок в области изотопного производства и оборудования "включена деловая программа, в рамках которой участники смогут обсудить вопросы создания благоприятного климата для инвестиций, расширения возможностей применения изотопов и увеличения производственных мощностей.

"Россия является одним из крупнейших поставщиков изотопов и может, во-первых, увеличить это количество, а, во-вторых, выйти на новую номенклатуру, что и в медицине, и в индустрии позволит сделать достаточно большой рывок, - заявил заместитель директора МАГАТЭ Александр Бычков. - Я до этой должности работал директором НИИАР и поэтому немножко связан с этим. Но я понимаю, что есть и другие технологии, например, для обработки пищевых продуктов можно использовать ускорительную технику. Для ряда технологический процессов, как то: обработка пластмассы, обработка каких-то материалов, можно использовать ускоритель. С точки зрения безопасности это всегда проще, но посложнее с инженерной точки зрения".

"С другой стороны, я считаю, что внедрение технологий по обработке пищевых продуктов имеет очень большой потенциал, - отметил эксперт. - Радиационные технологии очень широко применяются и в сельском хозяйстве. Возьмите, к примеру, Китай - любимый китайцами чеснок практически на 100% обрабатывается гамма-излучением и он хранится потом долгие месяцы. Маленький пример - очень много стран используют радиационные технологии - для обеззараживания, например, создания пластмасс, сшивки. Есть целые области, где нет вообще традиционных технологий, есть только радиационные. Например, ранняя диагностика рака - что мы можем предложить кроме ядерной диагностики - чтобы можно было найти, определить место расположения на ранних стадиях".

"Вообще с высоты Вены Росатом со своим комплексом радиационных технологий выглядит очень достойно. Во-первых, эта организация открыта для международного сотрудничества. Она достаточно активно участвует в работе международных организаций. Сейчас является ведущим строителем на мировом рынке по количеству строящихся реакторов за рубежом и я думаю, что у Росатома сохранились и позиции, и перспектива, - отметил эксперт. - Я думаю, что Росатом будет сохранять эти позиции. Потенциал очень большой. По радиационным технологиям мы пока отстаем, отставание связано, в первую очередь с тем, что у нас медицинское оборудование для ядерной медицины производится в единичных количествах, нет серий. Может быть, будет дешевле, может быть, можно будет выйти в серию, но этого пока еще не сделано. Те программы, которые были приняты в рамках президентской программы по модернизации экономики, должны позволить сделать рывок. Мы, по крайней мере, восстановим ситуацию, которая была пару десятилетий назад, и ядерная медицина займет свое место".

"Россия на мировом рынке изотопной продукции всегда была представлена хорошо. В конце 90-х "Маяк" и НИИАР 90% своей продукции продавали за границу. Это сейчас доля российской части увеличилась. Доля увеличилась, увеличился и вал. Потребность России в изотопах заметно увеличивается. Но у нас еще нет того качественного перехода, когда мы сможем говорить, что ядерные технологии неэнергетического применения кардинально влияют на качество жизни российского населения, на здоровье, на продуктивность сельского хозяйства. Пока это все в состоянии восстановления. Я не могу давать советов, но вариантов есть много. Есть у нас готовые структуры институтов, производственных участков и младших предприятий, которые могут на себя это брать. Может быть, нужно идти такими путями, которыми многие идут - выделять этот бизнес из крупных институтов, то есть, буквально иногда предприятия под один тип аппаратов... Но это надо делать. Ведь в медицинской технике Россия может помочь и международным программам. В МАГАТЭ есть большая программа борьбы с раком в развивающихся странах. Там структура рака другая, и российские аппараты типа аппарата АГАТ могут быть востребованы. Он старенький, но это дешево, и те проблемы, которые можно решить с его помощью, например, в Африке, они очевидны. Должны быть какие-то демонстрационные поставки для того, чтобы люди изучили, научились работать. Где-то бесплатные поставки... Все это международная практика", - резюмировал Бычков.