30 августа в 16:55 часов танкер "Владимир Тихонов", принадлежащий Совкомфлоту, завершил переход по трассе Северного морского пути. Трассу Северного морского пути он преодолевал под проводкой атомных ледоколов Росатомфлота (дочернее предприятие госкорпорации "Росатом") - "50 лет Победы" и "Ямал". Судно типоразмера "суэцмакс" стало самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе: дедвейт "Владимира Тихонова" - более 162 тысяч тонн, на нем находилось более 120 тысяч тонн газоконденсата ОАО "НОВАТЭК". Кроме того, танкер установил и рекорд скорости - движение по ТСМП гигант начал 23 августа в 8:00. Таким образом, преодоление Севморпути заняло всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов. Подобного результата удалось добиться благодаря слаженным и профессиональным действиям экипажей всех судов, участвующих в операции. Ожидается, что в ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер "Sanko Odyssey"дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на Ковдорском ГОКе. Проводкой балкера также займутся атомоходы Росатомфлота. Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.

"Это не первая проводка по Северному морскому пути (СМП), - отметил заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" по безопасности мореплавания Владимир Танько. - Но рекорд сделан именно в этом году. Танкер "Владимир Тихонов" прошел весь путь за 7,4 дня. И скорость - не единственный рекорд. Судно типоразмера "суэцмакс" стало самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе. Проведение таких уникальных операций в очередной раз подтверждает тот факт, что мы лидеры и не без оснований претендуем на Арктику, оставляя позади США, Канаду и Норвегию с Великобританией. Подобные проводки больше в мире никто не делает. Это непростая работа, которая осложняется тем, что у кораблей большая осадка и проход пролива Санникова сопряжен с определенными сложностями. Поэтому проводка осуществлялась севернее Новосибирских островов, где, кстати, еще есть белые места на карте, и в пути принимались повышенные меры безопасности. И несмотря на то, что это малоизученный в географическом плане район, танкер удалось провести по СМП за рекордно короткий срок".

"К счастью, современнее техническое обеспечение и наши атомные ледоколы позволяют нам заниматься не только проводкой супертанкеров, но и участвовать в геологоразведке дна Арктики и оказывать помощь в нефте- и газодобыче, - отметил Танько. - И наш атомный ледокольный флот пока единственный в мире, способный решать такие задачи. Сейчас на границе континентального шельфа работает атомоход "Россия" вместе с научным судном "Академик Федоров". Только обладая таким флотом, можно претендовать на освоение Арктики".

"Чтобы сделать подобные проводки серийными, мы сейчас накапливаем материалы и приобретаем опыт проводки крупнотоннажных танкеров. На Севморпути мы пока монополисты, и конкурентов в этих условиях при наличии атомного флота у нас нет. Единственная проблема в определении правового статуса СМП. Сейчас все страны работают над тем, чтобы отнять у нас эту прерогативу, доказав, что путь проходит не по территориальным водам России, а в районе общего судоходства. Пока это законодательно не принято, хотя многим этого и хотелось бы. Ведь транзитный проход судов - это очень перспективное направление деятельности, которое является коммерчески привлекательным. Это быстрый путь без захода в порты по пути следования и при этом без риска пострадать от пиратов, что имеет в глазах многих государств бесспорную привлекательность", - подчеркнул эксперт.

"В ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey. И это лишь первая ласточка. Чтобы иностранные заказчики пошли в массовом порядке этим путем, нужно определить оптимальные тарифы. Хотя в целом привлекательность такого пути очевидна - здесь экономия и времени, и топлива, - пояснил он. - Тут главное заключается в приспособленности судов для прохождения по СМП. Они должны быть ледового класса, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было бы обойтись без повреждений не только техники и людей, но и без вреда для экологии".

"Экономический эффект от проводки судов посчитан - это выигрыш и в расстоянии, и во времени. По сравнении с движением через Суэцкий и Панамский каналы - это самый короткий путь, соединяющий восточное полушарие с западным. Без сомнения, это стало возможным в результате стечения объективных обстоятельств. Во-первых, экономический кризис вынуждает государства искать кратчайший и экономически выгодный путь доставки грузов. Во-вторых, природный фактор тоже оказался на нашей стороне. Лето не всегда было таким теплым, как в прошлом и в этом году. Ведь мы не первый год ходим по Северному морскому пути, но именно сейчас удалось достичь успехов. В прошлом году мы начинали в порядке эксперимента с нескольких небольших судов. В этом году взяли уже танкер покрупнее и максимально обеспечили его безопасный проход, но расслабляться и обольщаться не стоит. Чтобы проект стал успешным, нужны не только финансовые вливания, которые стали возможны благодаря Росатому. Мы ожидаем постройки новых двухосадочных ледоколов, которые можно использовать и на низкой воде. Ведь при средней ширине наших ледоколов в 30-32 метра есть определенные сложности в проводке танкеров шириной в 50 метров. Приходилось одному ледоколу делать канал, а второму подрезать кромки канала. Приход новых ледоколов позволит нам сменить такую тактику и решать эти задачи более продуктивно. Проект уже разработан. Если удастся их построить, то наш атомный флот будет жить и развиваться, а Севморпуть будет рабочим", - уверен заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" по безопасности мореплавания.

"Будeм надеяться, что интеграция с Росатомом не остановится на достигнутом. Ее провели вовремя, и она вполне успешно сказалась на развитии и приведении в порядок атомного флота, когда были получены субсидии. В работе флота необходима большая оперативность, чем есть на сегодняшний день. Ледокол приходит в порт, стоянка длится несколько суток, за это время надо его отремонтировать, снарядить и отправить обратно. При этом заказать запчасти надо быстро, а при существующем порядке оформления документов это пока не очень получается. Так что нам есть, над чем работать в плане усовершенствования механизмов взаимодействия с Росатомом", - пояснил эксперт.