На Северном морском пути нет риска пострадать от пиратов: эксперт
Москва, 1 сентября, 2011, 18:50 — ИА Регнум. 30 августа в 16:55 часов танкер "
"Это не первая проводка по Северному морскому пути (СМП), - отметил заместитель генерального директора ФГУП "
"К счастью, современнее техническое обеспечение и наши атомные ледоколы позволяют нам заниматься не только проводкой супертанкеров, но и участвовать в геологоразведке дна Арктики и оказывать помощь в нефте- и газодобыче, - отметил Танько. - И наш атомный ледокольный флот пока единственный в мире, способный решать такие задачи. Сейчас на границе континентального шельфа работает атомоход "Россия" вместе с научным судном "Академик Федоров". Только обладая таким флотом, можно претендовать на освоение Арктики".
"Чтобы сделать подобные проводки серийными, мы сейчас накапливаем материалы и приобретаем опыт проводки крупнотоннажных танкеров. На Севморпути мы пока монополисты, и конкурентов в этих условиях при наличии атомного флота у нас нет. Единственная проблема в определении правового статуса СМП. Сейчас все страны работают над тем, чтобы отнять у нас эту прерогативу, доказав, что путь проходит не по территориальным водам России, а в районе общего судоходства. Пока это законодательно не принято, хотя многим этого и хотелось бы. Ведь транзитный проход судов - это очень перспективное направление деятельности, которое является коммерчески привлекательным. Это быстрый путь без захода в порты по пути следования и при этом без риска пострадать от пиратов, что имеет в глазах многих государств бесспорную привлекательность", - подчеркнул эксперт.
"В ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey. И это лишь первая ласточка. Чтобы иностранные заказчики пошли в массовом порядке этим путем, нужно определить оптимальные тарифы. Хотя в целом привлекательность такого пути очевидна - здесь экономия и времени, и топлива, - пояснил он. - Тут главное заключается в приспособленности судов для прохождения по СМП. Они должны быть ледового класса, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было бы обойтись без повреждений не только техники и людей, но и без вреда для экологии".
"Экономический эффект от проводки судов посчитан - это выигрыш и в расстоянии, и во времени. По сравнении с движением через Суэцкий и Панамский каналы - это самый короткий путь, соединяющий восточное полушарие с западным. Без сомнения, это стало возможным в результате стечения объективных обстоятельств. Во-первых, экономический кризис вынуждает государства искать кратчайший и экономически выгодный путь доставки грузов. Во-вторых, природный фактор тоже оказался на нашей стороне. Лето не всегда было таким теплым, как в прошлом и в этом году. Ведь мы не первый год ходим по Северному морскому пути, но именно сейчас удалось достичь успехов. В прошлом году мы начинали в порядке эксперимента с нескольких небольших судов. В этом году взяли уже танкер покрупнее и максимально обеспечили его безопасный проход, но расслабляться и обольщаться не стоит. Чтобы проект стал успешным, нужны не только финансовые вливания, которые стали возможны благодаря Росатому. Мы ожидаем постройки новых двухосадочных ледоколов, которые можно использовать и на низкой воде. Ведь при средней ширине наших ледоколов в 30-32 метра есть определенные сложности в проводке танкеров шириной в 50 метров. Приходилось одному ледоколу делать канал, а второму подрезать кромки канала. Приход новых ледоколов позволит нам сменить такую тактику и решать эти задачи более продуктивно. Проект уже разработан. Если удастся их построить, то наш атомный флот будет жить и развиваться, а Севморпуть будет рабочим", - уверен заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" по безопасности мореплавания.
"Будeм надеяться, что интеграция с Росатомом не остановится на достигнутом. Ее провели вовремя, и она вполне успешно сказалась на развитии и приведении в порядок атомного флота, когда были получены субсидии. В работе флота необходима большая оперативность, чем есть на сегодняшний день. Ледокол приходит в порт, стоянка длится несколько суток, за это время надо его отремонтировать, снарядить и отправить обратно. При этом заказать запчасти надо быстро, а при существующем порядке оформления документов это пока не очень получается. Так что нам есть, над чем работать в плане усовершенствования механизмов взаимодействия с Росатомом", - пояснил эксперт.