Само существование Южной Осетии, успешное функционирование всех государственных органов и гражданского общества можно отнести к успехам трех лет жизни признанной Республики. Такое мнение ИА REGNUM выразил накануне Дня признания независимости Южной Осетии Россией, которое отмечается 26 августа, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

"Мало у кого уже вызывает сомнения будущее Южной Осетии как государства, в том числе у некоторых представителей тбилисского истеблишмента. Южная Осетия покинула политическое пространство Грузии и никогда в него не вернется ни при каких обстоятельствах. Три года признанности говорят о невозврате в нулевую точку", - подчеркнул Мартынов.

"Успехом РЮО за эти три года можно назвать признание еще несколькими странами мира, хотя в этой части у кого-то может возникнуть сарказм, однако хочется напоминать, что процесс признания суверенитета новейшего государства - процесс абсолютно конъюнктурный и небыстрый. Пройдут еще годы, и с каждым годом больше будет государств мира, которые будут признавать суверенитет Южной Осетии. Есть исторические примеры: Советскую Россию, например, признали через несколько лет, окончательно Советская Россия стала полноправным участником всех международных процессов лишь в 1930-х годах", - отметил эксперт.

По словам Мартынова, в Южной Осетии сохранены и развиваются демократические институты. "Несмотря на все трудности и лишения послевоенного восстановления, разруху и т.д. в штатном режиме в Южной Осетии прошли выборы парламента, сейчас предстоят выборы президента. Идет политическая борьба, страна живет политической жизнью", - отметил он.

"За эти три года удалось организовать гарантированную безопасность развития государства Южная Осетия, гарантированную безопасность для граждан республики, с помощью, в том числе российской военной базы, которая построена в Южной Осетии в соответствии межгосударственными договорами с РФ. Обустроена и закрыта граница, что создает предпосылки безопасного развития и нормальной человеческой жизни для граждан Южной Осетии, которые предыдущие 17 лет жили в прифронтовой или фронтовой зоне", - сказал Мартынов.

"Всем нам, друзьям Южной Осетии, хотелось бы, чтобы процесс восстановления страны был уже закончен в третью годовщину и начался процесс дальнейшего развития. Но здесь тоже надо понимать, что Южная Осетия была разрушена не только за пять дней войны 2008 года. Южная Осетия до этого планомерно и регулярно разрушалась в течение 17 лет в результате перманентных конфликтов, нахождения в прифронтовой, конфликтной зоне, в зоне неуверенной экономической жизни, когда не было ни инвестиций, не было помощи, не было перспектив, не было элементарного образа будущего страны в целом и каждого гражданина в отдельности. Поэтому, конечно, с одной стороны три года - это много, и всем нам хотелось бы, чтобы все было построено и сделано, с другой стороны три года - это не такое большое время для того, чтобы восстановить ту разруху, которая в Южной Осетии случилась в результате почти 17 лет неопределенной жизни. Это и к плюсам можно отнести - многое сделано, построены новые микрорайоны, строится жилье, дороги, водопроводы", - считает эксперт.

По его словам, Южной Осетии "не вполне удалось закончить переходный период от полупризнанного государства к государству признанному". "Но, на мой взгляд, этот переходный период близится к концу и первая половина будущего года как раз и ознаменуется окончанием переходного периода. Это должны понять все граждане Южной Осетии и объявить об этом миру - о том, что переходный период окончен, и мы начинаем нормальное, планомерное, экономическое, политическое, социокультурное и т.д. существование. Южная Осетия с будущего года станет полноценным актором и на внутренней российской, и на международной арене", - полагает Мартынов.

Касаясь будущего государственности РЮО, Мартынов сказал: "На сегодняшний день, и, думаю, так и будет в ближайшие годы, РЮО - суверенное самостоятельное государство, молодое, восстанавливающее свои силы".

"Перспектива вхождения в РФ или воссоединения Южной и Северной Осетий в единый субъект РФ, безусловно, как один из векторов развития - может состояться. По сути, Северная и Южная Осетии это один разделенный Кавказским хребтом народ. И в Южной Осетии, и в Северной Осетии, и в высшем руководстве страны высказывались по этому поводу. Как определенный этап развития государственности Южной Осетии, вхождение может быть. Но для начала государство должно восстановить все свои силы, потом должна быть формализована воля югоосетинского народа по этому поводу в виде референдума, должна быть формализована воля северных осетин тоже в виде референдума, очевидно. Дальше это должно быть рассмотрено на уровне уже Федерации. Как вариант - почему нет? С другой стороны, очень важно понимать - сегодня, являясь суверенным демократическим самостоятельным государством, Южная Осетия просто обязана, развиваясь и улучшая жизнь граждан, иметь уровень жизни и уровень политического развития не ниже, чем, например, субъект РФ РСО-Алания. Воссоединение одного народа возможно в будущем", - считает Мартынов.

По его мнению, "хитрые схемы с включением в какие-то межгосударственные союзы или т.д. имели бы смысл, если бы не случилось 26 августа 2008 года, когда РФ признала суверенитет РЮО". "Сегодня Южная Осетия для РФ и еще нескольких государств мира - это полноправный член международного сообщества, самостоятельное государство со всеми вытекающими последствиями, со всеми обязанностями и правами", - заключил директор Института новейших государств.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Южной Осетии 26 августа 2008 года после нападения Грузии на Южную Осетию 7 августа. В ходе войны тогда погибли сотни жителей Южной Осетии и российские миротворцы. В отражении агрессии участвовали подразделения 58-й российской армии. О завершении операции по принуждению Грузии к миру Россия объявила 12 августа. После признания независимости в соответствии с договорами, заключенными между РФ и РЮО, рубежи Республики охраняют российские пограничники. Россия выделила миллиарды рублей на восстановление Южной Осетии. Южную Осетию и Абхазию вслед за Россией признали Никарагуа, Венесуэла и Науру.