"Если бы Юлия Тимошенко стала главой украинского государства в 2010 году, она изменила бы содержание газового контракта с Россией и "кинула Путина"", - заявил бывший президент Украины Виктор Ющенко 22 августа в интервью "Коммерсантъ-Украина".

"Я глубоко убежден, что после 1 января 2009 года решить газовый кризис по линии Киев-Москва было уже невозможно. Нужно было переформатировать транзитную политику в треугольнике Брюссель-Киев-Москва, и у нас впервые за 20 лет независимости была возможность сделать это. Отключение поставок в страны ЕС было колоссальной политической ошибкой России, которой Украина могла бы воспользоваться. На нашей стороне были все аргументы - Украина рассчиталась с Россией, в том числе авансом за декабрь, у нас не было незаконного отбора ни одного кубометра газа, мы гарантировали, что обеспечим Европе транзит, в том числе за счет своего технологического газа. На Западе с каждым днем формировалось понимание того, что виновником этой проблемы является Россия, а не Украина. Ну и, наконец, у нас было 24 млрд кубометров газа в подземных хранилищах, из которых мы могли использовать 18 млрд... Это, конечно, некорректно использовать как рычаг переговоров, но эти цифры нужно понимать. Так что поверьте, не надо было долго ждать, чтобы в Праге состоялась международная конференция, которая помогла бы российским коллегам обрести здравый смысл", - заявил Ющенко. "Тимошенко единолично решила главную проблему Европы - газовую. Вы недооцениваете политические активы, полученные Тимошенко. В Европе в те дни мало кто интересовался деталями, на каких условиях к ним стал поступать газ. Сам факт начала поставок позволил Тимошенко обрести ореол святости на европейской арене", - добавил он. Отвечая на вопрос, что же собиралась делать Тимошенко в 2010 году в случае победы на президентских выборах, Ющенко сказал: "Кинуть Путина, еще что-нибудь сделать... Уверен, ответ был бы! Я с уверенностью говорю, что и при другом президенте никто бы не жил с этим соглашением".

Комментируя свою просьбу к суду допросить главу "Газпрома" Алексея Миллера и премьер-министра РФ Владимира Путина, бывший президент Украины заявил: "В ходе рассмотрения дела звучали некоторые данные, которые требуют отдельных выводов суда... Если мы хотим изучить происходившее в декабре 2008 года, то показаний одной стороны будет недостаточно. Хотя я соглашусь, что для изучения договора 19 января 2009 года, показания Путина и Миллера не нужны. Тут уже не имеет значения, что кому говорилось на переговорах, поскольку есть итоговый документ и ответы на вопросы можно найти в тексте соглашения". На вопрос, ожидает ли Ющенко от суда денонсации соглашения от 19 января 2009 года, политик сказал: "Я считаю, что это должно быть главной задачей суда - не персонификация процесса, а решение проблем, которые на 10 лет формируют экономическую и социальную напряженность в стране. Мне бы хотелось, чтобы суд поставил вопрос об отмене газового соглашения или отдельных, наиболее проблемных его положений. Решение суда должно, как минимум, подтолкнуть действующую власть к снятию этой проблемы через международный арбитраж. Тем более что в истории было немало подобных прецедентов - и немцы, и поляки выигрывали у "Газпрома" иски по поводу некорректных договоров".