Ремонт основного белорусско-литовского погранперехода "Каменный Лог - Мядинкай" практически парализовал работу соседнего КПП "Котловка - Лаворишкес". Водители грузовых автомобилей вынуждены по двое - трое суток стоять в плотной очереди, ожидая возможности пересечь границу.

Дальнобойщики фактически брошены на произвол судьбы: ни воды, ни питания, ни примитивного быта. Одна радость - лес огромен, пуст и густ. Так что, если приспичит, есть где уединиться. Не позавидуешь и владельцам легкового транспорта. Им приходится стоять в очередях минимум пять-шесть часов. Хотя точно предугадать, сколько времени затратишь, чтобы проехать километр от литовского впускного шлагбаума до белорусского выпускного (или наоборот), не берется никто.

"Всего" восемь с половиной часов понадобилось сегодня, 20 августа, вильнюсскому корреспонденту ИА REGNUM, чтобы преодолеть 30 км от литовской столицы до границы с Белоруссией, пересечь кордон, развернуться, возвратиться на литовскую землю и вновь оказаться в центре Вильнюса. Общий пробег автомобиля - 64 километра. Средняя скорость движения - 7,5 километра в час.

Впрочем, грузовики со стороны Литвы на подступах к погранпереходу "Лаворишкес - Котловка" не могут похвастаться и такой скоростью. Колонна груженых и порожних фур по литовской территории растянулась на 15 километров. Очередь, начинаясь у красно-белого шлагбаума и знака Stop, стоит через всю приграничную зону, деревни Лаворишкес, Уосининкай и Слабаду и заканчивает уже в черте поселка Мицкунай. До центра Вильнюса хвост колоны не "дотягивает" ровно 15 км.

Жители столичных пригородов за двадцать лет независимости повидали в приграничной полосе всякое: от криминальных "разборок" со стрельбой до обкуренных индусов-нелегалов. Однако подобной очереди никто не помнит. "Подкармливаю хлопцев, чем могу, - рассказал старожил Лаворишкес Ян Борисевич. - Разрешил яблоки в саду собирать, огурцы, воду в колодце брать. А что делать, когда машины по трое суток стоят на дороге?".

Кстати, легковым автомобилям, следующим в направлении белорусской границы, тоже приходится несладко. Дело в том, что международная трасса Вильнюс - Полоцк в этом месте не стала шире со времен Великого литовского князя Гедиминаса. Как протоптали его кони в 14-ом веке дорожку во владения Ефросиньи Полоцкой, так ею и пользуются в 21-ом.

Одну полосу движения занимает грузовая колонна. По встречной идут автомобили от границы. Поэтому легковушки вынуждены буквально прижиматься к грузовикам, втискиваясь в любую подходящую щель и выгадывая во встречном потоке промежуток для очередного прыжка вперед.

Самые нетерпеливые (или отчаянные?) хозяева модных авто переползают через придорожные кюветы и "чешут" к границе по лесным опушкам. Лишь мелкий песок (по-польски - жвир) летит из-под колес.

Забавно было наблюдать, как "ягуары", "лексусы" и даже один "бентли" с московскими номерами буквально по-пластунски пробирались через лес к заветному кордону. Это вам, парни, не третье транспортное кольцо и не авто сафари. Это реалити-шоу "Пересеки границу".

На белорусской стороне очередь грузовых фур несколько короче - всего 13 километров. Начинается, естественно, у полосатого шлагбаума, тянется через деревню Слободка и заканчивается на противоположном конце местечка Вороны.

Водитель Андрей везет в Калининград лук. По его образному выражению, "фура загружена под жвак". Лук - крупный, качественный. Упакован в стандартные сетки по сорок килограммов.

"Приходится каждые два - три часа открывать двери, вентилировать товар. Стараюсь спасти все, что можно. Но вентиляция помогает мало. Уже видно, что лук из нижних мешков пустил сок, товар потерял кондицию", - поделился своими заботами дальнобойщик.

Заглянув под тент, сразу почувствовали: кондицию товар действительно потерял. Амбре такое, что слезы наворачиваются. Стоять на подступах к Котловке придется еще суток двое, полагает опытный дальнобойщик и задается вопросом: "Что привезу в Калининград?".

У легковых автомобилей на белорусской территории свои проблемы. Шоссе широкое, движением по полосам налажено. Но сам погранпереход "Котловка", хотя и современный, оборудован не шибко умно. Здорово напоминает узкое бутылочное горло, в котором толкаются авто, перетекшие из "бутылки".

Корреспонденту ИА REGNUM не повезло: с 10:00 до 13:45 движение на КПП "Котловка" было парализовано. Машины стояли, как вкопанные. Пришлось терпеливо толкаться среди таких же несчастных, наблюдая, как суетятся лейтенант-пограничник со старшим лейтенантом, пытаясь "разгрести" ситуацию. Получалось у них, по всей видимости, плохо. Потому что примерно в 11:45 на КПП появилось начальство - подполковник в сопровождении майора. Очередь замерла в ожидании чуда. И оно произошло.

Побегав по утыканному легковушками и рейсовыми автобусами "пятачку", подполковник принял единственно правильное решение: "Пойду перекусить, а после обеда займусь бумагами". Рассмеяться хотелось, но не было ни желания, ни сил. В свое время подполковник Кутателадзе, к сожалению, погибший в Анголе, вывел идеальную армейскую формулу: чем хуже армия, тем больше звезды на погонах и выше тульи фуражек. Тульи на зеленых фуражках офицеров погранслужбы РБ действительно на загляденье. Громадные и крутые.

Но "любой бардак хорош тем, что рано или поздно заканчивается". Нечто подобное произошло и на КПП "Котловка". Сначала автобусы, затем приватные авто двинулись. Проехав за час 500 метров, вернулись в Литву. И как было приятно легко и красиво лететь по шоссе Полоцк - Вильнюс, фиксируя взглядом жалко жмущиеся к фурам встречные легковушки и наблюдая за довольно плотной колонной экстремалов, роющих колесами своих железных "коней" жвир на лесных опушках. Такая дикая езда не снилась даже организаторам всяких "дакаров".