В статье "Фантомная угроза" ведущее американское издание The New York Times обращается к проблеме непризнанных/частично признанных государств, высказывая при этом совершенно новую, ранее не имевшую аналогов в поле американской политической мысли точку зрения.

Напомнив о "краткой и жестокой войне" между Россией и Грузией в августе 2008 года за "неопределенный кусок горной страны, называемый Южной Осетией", газета пишет о взрывоопасном потенциале, возникшем благодаря существованию подобных "фантомных государств". Последние, указывает газета, "имеют вооруженные силы, проводят выборы, строят местную экономику и воспитывают детей, но при этом находятся в туманной преисподней между де-факто существованием и международной легитимностью".

По мнению американского издания, "фантомные государства" поддерживают огонь войны, способствуют преступности и делают слабые государства еще слабее. "Нагорный Карабах восхваляется Арменией и ненавидится Азербайджаном, приводя к тому, что все стороны копят оружие на случай возобновления боевых действий. Нерешенный статус Северного Кипра ослабляет экономические перспективы всех киприотов и создает напряжение в отношениях между ЕС и Турцией, главным поборником Северного Кипра. И хотя Сомалиленд является островком эффективного управления в анархическом Сомали, его непризнанный статус препятствует помощи и инвестициям.

"Фантомные страны" часто появляются из войн и поддерживаются угрозой продолжения боевых действий. Большинство фантомов выживают отчасти благодаря внешней поддержке. Москва - политический брокер в Южной Осетии и Абхазии, а Армения властвует над Нагорным Карабахом.

Тайвань показывает выход. Несмотря на существование в состоянии правовой неопределенности, он процветает. С 1949 по 1971 год правительство Тайваня занимало место Китая в ООН и признавалось большинством правительств мира. Однако с 1970-х гг. никакая серьезная держава официально не признает Тайвань, и он остается источником напряженности между США и КНР. Тем не менее, в течение последних четырех десятилетий Тайвань стал генератором экономических новаций, моделью демократического перехода от авторитарного правления и ответственным членом международного сообщества - и все это не будучи членом ООН.

Ключ к этому - соучастие. Экономическое и стратегическое значение Тайваня толкнуло США, Китай и другие великие державы ходить на цыпочках вокруг, а иногда даже принимать его нерешенный правовой статус. Будучи легитимной, но непризнанной, реальной, но не независимой страной, Тайвань показал позитивную силу креативной двусмысленности.

Подобный подход может работать повсеместно. "Фантомные правительства" часто коррумпированы, управляются военными диктаторами и страдают от незаконного оборота наркотиков и другой незаконной торговли. Однако прозрачное государственное управление, свободные выборы и мирная внешняя политика имеют такое же жизненно важное значение для "фантомных государств", как и для реальных. Если "фантомные правительства" ведут себя хорошо, им должны быть предложены пути к легитимности крупными державами мира. Экономические и политические реформы могут протекать параллельно и даже содействовать обсуждениям о суверенитете. Настаивая на территориальной целостности, Соединенные Штаты и другие страны упускают шанс превратить "фантомные государства" в ответственных игроков. Пока "фантомы" объявляются сепаратистами или аванпостами незаконной торговли, международное сообщество имеет мало возможностей для привлечения их лидеров к ответственности. И относится к ним просто как к эксцентриситетам означает, что у "фантомных государств" мало оснований заботиться о международном порядке".