"Состояние белорусского рынка подержанных автомобилей можно охарактеризовать как "застой". На рынке новых автомобилей также не отмечено значительного оживления", - об этом 1 августа корреспонденту ИА REGNUM заявил редактор белорусского издания "Автобизнес" Сергей Михайлов, комментируя состояние белорусского авторынка после повышения ввозных пошлин на подержанные автомобили.

"На рынке подержанных автомобилей продавцы ждут своего покупателя, цены не снижают", - сказал Михайлов. - "Девальвация белорусского рубля, повышение ввозных пошлин на подержанные автомобили, избыток предложения при минимальном спросе - все это не привело к снижению цен на рынке подержанных автомобилей".

По мнению эксперта, продавцы подержанных иномарок могли бы более внимательно присмотреться к экономической ситуации в республике, характеризующейся, в том числе, снижением платежеспособного спроса у покупателей при переизбытке пригнанных на перепродажу автомобилей. Нынешний уровень цен на такие автомобили не может держаться бесконечно долго: "Многие ждут понижения цен на подержанные иномарки к осени. Наблюдения прошлых показывают, что лето - "мертвый сезон", наибольшее количество сделок по продаже фиксируется весной и осенью. К осени незначительная часть пригнанных из Европы иномарок может быть продана. Но не думаю, что в сентябре-ноябре у потенциальных покупателей появится желание платить ныне заявленную цену за авто в не очень хорошем состоянии, причем расплачиваться в дефицитной валюте. По нашим расчетам, осенью цены на подержанные иномарки могут упасть примерно на 30%".

Михайлов отметил, что повышение ввозных пошлин с 1 июля не ликвидировало полностью поток подержанных иномарок на Восток: "На российский рынок течет маленький ручеек подержанных иномарок, доставленных белорусскими перегонщиками с целью перепродажи. Наблюдаются немногочисленные покупатели из Казахстана, других постсоветских азиатских республик. Но примерно сотня автомобилей в месяц, отправляющихся в восточном направлении - это не очень много по сравнению с примерно 180 тыс. подержанных иномарок, ввезенных в Белоруссию с начала 2011 года в дополнение к ввезенным ранее".

Помимо ожидающих до сих пор своего покупателя автомобилей нижнего и среднего ценового сегментов, отметил Михайлов, нереализованными остаются иномарки класса "премиум", ввезенные в расчете на перепродажу российским покупателям. Эксперт высказал мнение о том, что с 2013 года, когда пройдут сроки введенных властями РФ ограничений, некоторое количество "премиальных" автомобилей удастся продать, но едва ли по ожидаемой белорусами цене.

"На что стоит также обратить внимание, так это на проблему состояния автопарка маршрутных такси, малотоннажных грузоперевозок. Через два года станет актуальной проблема замены автомобилей в силу выбытия старых авто. Кроме российских "Газелей", заменить отработавшие свое микроавтобусы будет, по большому счету, нечем. Приток "новых старых" (бывших в употреблении) микроавтобусов из ЕС рассчитывать не приходится. Все это может привести к снижению объемов пассажирских и грузовых грузоперевозок, росту цен на эти услуги", - поделился наблюдениями Михайлов.

Редактор издания "Автобизнес" затруднился назвать более-менее точную цифру количества автомобилей, проданных за I полугодие 2011 года покупателям из России: "Продавцы не афишируют данных своего успеха. Примерные цифры проданных за рубеж авто мы сможем узнать лишь в следующем году от госавтоинспекции, которая фиксирует количество снятых с учета автомобилей. За небольшим исключением отправленных в утиль это и будет примерная цифра подержанных иномарок, проданных в Россию".

"Нынешний год будет характеризоваться застоем рынка, т.к. все, кто желал приобрести подержанную иномарку, уже приобрели ее. На состояние рынка могут оказать серьезное влияние финансовые катаклизмы. Но к концу года цены пойдут вниз в любом случае", - резюмировал эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, до 1 июля 2011 г. в Белоруссии сохранялись льготные пошлины на ввоз подержанных автомобилей. Их повышение до уровня российских предусмотрено соглашением в рамках Таможенного союза. По мнению российской стороны, таким образом удастся оградить автопроизводителей России, Казахстана и Белоруссии от конкуренции с иностранным "автохламом" и стимулировать развитие сборочных производств на территории Таможенного союза.

Напомним также, что за конец 2009 - начало 2011 года белорусские предприниматели ввезли рекордное количество подержанных иномарок в ожидании повышения ввозных пошлин и ажиотажного спроса со стороны российских покупателей.