Сегодня в Армении отметили Вардавар, который в армянской традиции считается одним их самых любимых народом праздников и ведет свой отсчет с незапамятных языческих времен.

В этот солнечный и жаркий день все жители Армении - больших и малых городов и сел, стар и млад, вооружившись пластиковыми бутылками, водными пистолетами, ковшиками, а то и ведрами, обливают друг друга водой.

В Вардевар считается неприличным обижаться за неожиданные и внезапные "водные процедуры". Ведь издревле считается, что в этот день вода обладает не только целебными, но и сакральными свойствами. К всему прочему, в 40-градусную жару можно лишь порадоваться возможности прилюдно принять "прохладительный душ".

Вардевар - это также Преображение Господне, один из пяти Великих праздников Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Когда Спаситель с тремя апостолами - Петром, Иаковом и Иоанном - поднимался на гору Фавор, им явились пророки Моисей и Илия. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.

По преданию ААЦ, первый христианский пастырь армян Григорий Просветитель (ок. 252-326) назначил праздник Преображения Христа на "новогодний" день армянского языческого календаря - 1-е число месяца Навасард (11 августа). На этот день приходились массовые празднества, посвященные любви богов Ваагна и Астхик.

По преданию, прекрасная богиня любви Астхик раздавала розы и разливала розовую воду, сея семена любви. А бесстрашный драконоборец Ваагн оберегал эти семена от сил зла. Как гласит легенда, однажды, услышав о том, что её возлюбленный тяжело ранен, прекрасная Астхик побежала к нему босиком. В пути она изранила свои ноги шипами роз, окрасив их своей кровью. С тех пор роза в Армении считается символом любви.

Отметим, что "вардавар" переводится с армянского как "розы в цвету". Согласно второй версии, слово "вардавр" состоит из корней "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и составляет смысл праздника.

Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж.

После принятия христианства сохранились многие языческие обычаи празднования - украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей и другое. Но христианская церковь дала им новое толкование, связав с великим потопом, Ноевым голубем и иными эпизодами библейской истории.

В дальнейшем, при католикосе Мовсесе II (574-604), поскольку в дни августа отмечалось Успение Богоматери, праздник нового Преображения был включен в пасхальный цикл и переместился на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Так этот праздник стал переходящим - дата его празднования падает на период от 28 июня до 1 августа.

Понедельник после Преображения - день поминовения усопших, который решением правительства Армении считается нерабочим.

Подготовил Валерий Гаспарян.