"История с отставкой губернатора Тульской области Вячеслава Дудки, как и предшествовавшая ей отставка его тверского коллеги Дмитрия Зеленина демонстрирует нам некое ноу-хау президента в решении кадровых вопросов, которое я назвал бы "отложенной отставкой" - такое мнение в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM высказал политолог Дмитрий Дронов. - "Судите сами - и о той, и о другой отставке стало известно примерно за полгода до того, как она, собственно, состоялась. В обоих случаях со стороны Кремля прозвучал громкий и внятный сигнал в виде крупного скандала - "кремлевский червяк" и последовавшее затем публичное обвинение в слабоумии со стороны влиятельного чиновника президентской администрации в случае Зеленина; обвинения в коррупции и демонстративный вызов на допрос как раз в тот день, когда все остальные губернаторы присутствовали на форуме "Единой России" - у Дудки. И в обоих случаях - полугодовая пауза, во время которой вроде бы ничего не происходит - но всем все понятно, и действующий еще губернатор носит очевидное для всех клеймо "будущего бывшего". Два случая - уже тенденция".

"Безусловно, не червяк и не допрос стали причинами отставок в двух областях Центральной России. Их даже нельзя считать последними каплями, переполнившими терпение Кремля. Давайте смотреть правде в глаза: Зеленин и Дудка объективно не справились с порученной работой. У обоих регионов - целый клубок социальных, экономических, политических проблем. В обоих - чрезвычайно низкие показатели доверия к "партии власти" и власти как таковой. Короче говоря, обе отставки имеют вполне серьезные обоснования. Но что, собственно, означает эта полугодовая пауза? По Тверской области знаю из достойных доверия источников, а по Тульской - непосредственно от людей из областного руководства, что последние 6 месяцев перед отставкой "хозяина" они работали, если так можно выразиться, в режиме закрытия: заканчивали старые дела и не начинали новых, подыскивали запасные аэродромы, короче - готовились к уходу. Может, дело в желании обеспечить "мягкую" смену власти, не создавая оппозицию в лице отставной элиты? Дать чиновникам возможность уйти с достоинством? Возможно. А может, дело в нерешительности президента? Маловероятно, хотя стиль Дмитрия Медведева в этом смысле заметно отличается от резкой и стремительной политики Владимира Путина. Я, однако, предложил бы вот какой вариант: эта пауза перед сменой власти требуется президенту и его окружению для изучения возможных претендентов на пост. С одной стороны, это означает, что у президента нет готового набора кандидатов на высшие посты в регионах, нет "запасного полка" чиновников такого калибра. Но с другой, это же означает, что в Кремле внимательно отслеживаются реакции на сигнал о грядущей смене руководства - со стороны местных элит; со стороны заинтересованных персон и объединений федерального уровня; со стороны населения. А из этого можно сделать вывод, что решение о назначении конкретного человека принимается Кремлем не из его пригодности к работе на высоком посте "вообще", а исходя из конкретных требований сиюминутной ситуации в регионе и вокруг него. Эта ориентация на ситуационный менеджмент регионов - и есть тот подход, который демонстрирует нам команда Медведева. И можно предположить, что она означает для губернаторов, бывших при Ельцине региональными царьками, а при Путине - ступенью государственной вертикали, дальнейшее смещение к статусу высокопоставленных менеджеров, нанимаемых для управления данной территорией".