В настоящее время в филиале федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта (ФГП ВО ЖДТ) России" на Московской железной дороге дислоцируется 27 пожарных поездов. Они находятся во всех регионах МЖД. Общая штатная численность работников пожарных поездов составляет 764 человека.

Как сообщили ИА REGNUM в службе корпоративных коммуникаций МЖД, за 6 месяцев 2011 года пожарными поездами столичной магистрали совершено 164 выезда против 97 в 2010 г., из них 47 выездов - на тушение пожаров (49 - в 2010 г.), 24 выезда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, 78 учебно-тренировочных выездов.

Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах ОАО "РЖД". Однако при наступлении жаркой погоды и возможными лесными и торфяными пожарами в непосредственной близости от железнодорожных путей экипажи поездов находятся в режиме повышенной готовности.

По запросу МЧС на тушение лесных и торфяных пожаров вне полосы отвода Московской железной дороги совершено 16 выездов, еще 9 выездов - на тушение сухой травы, лесных массивов в полосе отвода столичной магистрали. На сегодняшний день по данным МЧС России наиболее пожароопасный участок приходится на Каширский район Московской области (зона выезда пожарного поезда станции Ожерелье). Также имеются сложные участки с наличием больших залежей торфа на участках от Александрова до Орехово-Зуево, от Орехово-Зуево до Электрогорска.

Справка. Пожарный поезд состоит из нескольких цистерн, заполненных водой, вагон-насосной станции. В состав пожарного поезда обычно входят две цистерны с водой. На пожароопасный период 2011 года в боевой расчет пожарных поездов из рабочего парка включено 40 дополнительных цистерн, которые заправлены водой. Запас огнетушащих веществ пожарных поездов составляет от 180 до 240 тонн воды. В случае возникновения экстренной ситуации состав пожарного поезда прицепляют к локомотиву и отправляют на место тушения пожара. Информация о возгорании вблизи железнодорожного пути передается дежурным ближайшей станции поездному диспетчеру и далее в службу ведомственной охраны железнодорожного транспорта на МЖД. Затем поступает команда о срочном выезде поезда. Передвижение поезда может быть скорректировано в зависимости от изменения пожароопасной обстановки, от обращений подразделений МЧС или представителей органов власти субъектов.

Главный итог работы пожарных поездов во время ликвидации лесных и торфяных пожаров прошлого года - ни один объект железнодорожной инфраструктуры Московской железной дороги не пострадал. В самые жаркие дни лета 2010 пожарными поездами филиала ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге было совершено 167 выездов на тушение лесных и торфяных пожаров. За это время площадь пожаров, ликвидированных огнеборцами пожарных поездов, составила более 6, 7 млн. кв.м. Работники пожарных поездов боролись с огненной стихией, не давая переброситься из лесов и торфяников на объекты Московской железной дороги. Среди отличившихся караулы пожарных поездов станций Перово, Рыбное, Воскресенск, Люблино. 79 человек были награждены правительственными и ведомственными наградами.